|
Елена Шаина «Театр To Go», 7.07.2023 «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаПод конец театрального сезона Мастерская Петра Фоменко представила премьеру. Метафоры, «домашние» цитаты, хороводы с выходом в зал, а также рояль, маленький плот и волчок: рассказываем, что замечательного в спектакле Ивана Поповски «Вишнёвый сад».
Осознать конец старого времени и принять начало нового: это ли не главное испытание последних лет? Как и мы теперешние, герои чеховского «Вишнёвого сада» несколько витков истории назад разделились у сигнальной черты – финиш для одних, старт для других, полоса препятствий для третьих. Пытаясь символически примирить одних с другими, режиссёр Иван Поповски объединил на одной сцене разные поколения «фоменок» в лиричном междусобойчике, который всё же удивительно близок и понятен всем, потому что обращается не к знанию, а к чувствованию.
Спектакль начинён красивыми по смыслу и исполнению эпизодами, таинственными звуками, многозначными предметами и волшебным светом. И всё пространство, весь воздух, качается и колышется, как будто дышит большой старый (но пока ещё живой) дом. Если вы соскучились по режиссуре Фоменко и знаменитому «лёгкому дыханию», которое, как говорят, «ушло» из театра с уходом Мастера, то вам непременно надо на «Вишнёвый сад». Иван Поповски подошёл к Петру Наумовичу настолько близко, что, кажется, будто Мастер ассистировал ему во время репетиций.
Уже по первой сцене понятно, что дальше будет интересно: за воздушным белым полотном, скрывающим сцену от зрителей, слышны отрывистые ритмичные удары, похожие на тиканье больших часов в пустом доме. Через минуту мы узнаем, что это не часы, а стук каблуков и трости. Это Фирс медленно шагает от кулисы к кулисе, чтобы выйти на авансцену, отодвинуть занавес и встретить смысл своей жизни, возвращающийся из Парижа. Замечательная иллюстрация времени, застрявшего в теле старика.
Режиссёр не просто объединил на одной сцене несколько поколений артистов, он втиснул их (в соавторстве с художником Ниной Бачун) на маленький дощатый подиум, похожий на плот или остров в пустом пространстве с туманными очертаниями. Герои вынуждены ютиться, толкаться, пробираться между креслами и буквально ходить по головам в этом детском мире среди игрушек, потёртой мебели и приятных воспоминаний. Бывшая детская Раневской – это старый, добрый мир. Здесь уютно, а теснота не доставляет неудобства, потому что тепло и близость нужнее свободы.
Поповски собрал блистательный актёрский состав. Фоменковская труппа – исторически – боги ансамбля, и в «Вишнёвом саде» они взаимодействуют упоительно, обаятельно, иронично, не тянут одеяло в разные стороны и традиционно запускают поющий и танцующий «паровозик» в зрительный зал. При этом каждая роль – самостоятельный спектакль. Можно бесконечно долго смотреть, как Раневская (Галина Тюнина) обцеловывает детскую и «незаметно» подлизывается к Лопахину, как Кирилл Пирогов в роли 87-летнего Фирса журит Гаева (очень кстати Леонид у Рустема Юскаева получился большим ребёнком – азартным, несдержанным и легкомысленным) или просто стоит на сцене «мебелью» – несгибаемый хранитель вековой традиции, живой конкурент «многоуважаемому шкафу». Как нелепый, но такой искренний Епиходов (Никита Тюнин) отрабатывает 22 несчастья, а утомлённый от жизни Яша (Александр Мичков) вполглаза пижонствует, гусарствует и сибаритствует.
Для Пети (Фёдор Малышев, он же указан в программке как «созидательный оппонент-ассистент») художник по костюмам Мария Данилова придумала не по размеру огромный всепогодный свитер, который, очевидно, даёт прирост в длину с каждым новым годом студенчества и демонстрирует дисбаланс ума и средств к существованию. Рядом с таким Петей непоседа Аня (Александра Кесельман) смотрится ещё моложе, милее и свежее. Линия Вари (Мария Андреева) и Лопахина (Денис Аврамов) получилась неожиданно тонкой и романтичной, полной противоположностью шумного искромётного треугольника Яша–Дуняша–Епиходов. Дуняша Ольги Бодровой вызывает улыбку в любом своём проявлении от наивного комнатного цветка до начинающей рабы любви. А ещё есть удивительные Симеонов-Пищик (Олег Нирян) и Шарлотта (Дани Каган): комические образы решены с нежностью и привычным отчаянием, какое бывает у одиноких недопонятых «странных» людей, привыкших полагаться на судьбу и принимать её фокусы.
Из последних сил и на последние деньги обитатели плота пытаются остановить время, но новая жизнь неотвратима. Островок прошлого будет виден над поверхностью лишь до тех пор, пока крутится волчок перед глазами умирающего Фирса. Гулкая пустота вот-вот поглотит тесный шаткий плот, засыплет стеной белых вишнёвых лепестков, разорвёт натянутую до предела струну и вдребезги разобьёт миражи и иллюзии.
Источник: Театр To Go
Другие статьи- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад», «The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своих, Полина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верю, Николай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку», Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманами, Зоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаваться, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавы, Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу», Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж, Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечности, Яна Жиляева, Петр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумие, Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращением, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Фомы, Алена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварели, Валерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…, Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от руки, Екатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасиво, Любовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми», Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется», Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушания, Елена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитив, Ольга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры Фоменко, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмостках, Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомца, Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновидения, Елена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо», Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любви, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказки, Анастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной Дамы, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |