In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Романцова
«Театральная афиша», 03.2017

Полина Кутепова: «Играть как дети»

“Хрупкая, рыжеволосая Полина Кутепова похожа на прекрасных женщин с полотен Боттичелли. Она окончила курс Петра Фоменко в ГИТИСе, тот, что вскоре стал легендарной «Мастерской», и создавала вместе с однокурсниками неповторимый стиль этого театра. Кино появилось в жизни Кутеповой гораздо раньше, чем театр. В детстве Полина с сестрой-близнецом Ксенией сыграли дочерей Нины Руслановой и Ольги Остроумовой в фильмах «Куда он денется» и «Василий и Василиса». Полина – лауреат всевозможных кинопремий, ее роли называли лучшим воплощением образа современницы. Но она предпочитает блистать на сцене, играя в спектаклях Петра Фоменко «Волки и овцы» (Купавина), «Три сестры» (Маша), «Война и мир. Начало романа»; в спектаклях Евгения Каменьковича «Улисс» (Молли), «Дом, где разбиваются сердца» (Ариадна), «Дар» (Критик), «После занавеса» (Соня Серебрякова), «Самое важное» и в других постановках. В кино снимается редко и только у хороших режиссеров. Полина чаще «рисует» своих героинь нежной акварелью, хотя в нынешнем сезоне удивила всех, сыграв брехтовскую Мамашу Кураж молодой, наглой и агрессивно-женственной. А в недавней премьере «Мастерской» – спектакле «Амфитрион», который поставил француз Кристоф Рок, – у Полины сразу две роли: богиня Ночь и служанка Клеантида.

– В начале нынешнего сезона в «Мастерской Фоменко» состоялась премьера необычного для нее спектакля – «Мамаша Кураж» Брехта, где вы сыграли главную роль. В «Мастерской » никогда не ставили Брехта, Вытоптов – новый для театра режиссер. Как возник это проект?
– Кирилл Вытоптов не посторонний нашему театру человек, потому что он поступал в стажерскую группу «Мастерской» еще в тот момент, когда ее набирал Петр Наумович Фоменко, и вместе со своими однокурсниками приходил к нам на прослушивание, но в стажерскую группу не пошел. Мы давно знакомы с Кириллом, мне нравились режиссерские работы, которые он делал в институте, и я обрадовалась, когда Кирилл пришел к Евгению Борисовичу Каменьковичу и предложил «Мамашу Кураж». Неожиданными были выбор материала и распределение, но в результате все сложилось.

– Роль Мамаши Кураж для вас роль на преодоление?
– Нет, не на преодоление… Непонятно было, как к ней подступиться, потому что хотелось уйти от привычных представлений о Мамаше Кураж и найти в пьесе Брехта сегодняшнюю историю. Мне очень нравится взгляд Кирилла на эту пьесу: война вокруг нас, и мы ее уже не замечаем, настолько она для нас привычна. Мы с утра просматриваем новостную ленту, видим информацию: военные действия в Сирии, погибло столько-то людей, но это для нас фон жизни. Мы смотрим новости, но никаких, скажем так, действий не предпринимаем. Просто смотрим: ах, взрывы! ах, погибли люди! Но при этом наша жизнь фактически не меняется.

– В спектакле Вытоптова война идет в наши дни, а Мамаша Кураж − не маркитантка, а бизнес-леди в красном кожаном плаще. Какие качества вам нужно было найти в себе, чтобы сыграть эту роль?
– Мне пришлось найти в себе алчность, злость, отчаяние, азарт, страх и какую-то необыкновенную, мощнейшую жажду жизни. Она же очень жизнелюбивая женщина. История Кураж – про гибель и разрушение. В Кураж так много жизни, что это в итоге ее и губит. Она, как игрок у Достоевского, меряется силой с Богом, чертом, судьбой. Она настолько уверена, что справится со смертью, что в конце концов причина ее человеческого краха оказывается не во внешних обстоятельствах, а во внутреннем противоречии: страсть к детям и такая же по величине страсть к наживе. Это противоречие ее уничтожает, и она теряет все − и детей, и деньги, и себя.

– Почему в финале действие спектакля переносится в 1990-е годы, а разорившаяся Мамаша Кураж стала уличной торговкой в драной шубе?
– Это скорее к Кириллу вопрос, а не ко мне. Я понимаю это так: в пьесе Брехта есть взрывоопасная смесь войны и торговли. Такая же адская смесь бизнеса и войны возникла в России в 1990-е. Мне кажется, поэтому в спектакле и возникает такая отсылка. Когда у нас в театре ставили спектакль «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем, погибшем в 2001 году, я смотрела документальный фильм об этом поэте. Большинство молодых людей его поколения − на кладбище: либо их убили, либо они погибли от наркотиков. Я хорошо помню то десятилетие… Страшное время.

– Какими качествами, по-вашему, должен обладать идеальный актер?
– Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам.

– Интересно, а почему вы с сестрой Ксенией решили поступать в театральный институт? Ваша семья ведь никак не связана с театром?
– Потому что в детстве и юности мы с Ксенией ходили в детскую кино-студию во Дворце пионеров на Ленинских горах. Она сейчас преобразована в Детскую киношколу, а раньше это был необыкновенный детский кружок. Там занимались будущие актеры, режиссеры, мультипликаторы и операторы. У нас были павильоны с профессиональным оборудованием, где снимали кино и мультфильмы. И великолепный педагог Алла Ивановна Степанова, которая и сейчас преподает в этой киношколе, посоветовала нам поступать в театральный институт.

– В тот год, когда вы поступали в ГИТИС, набирали актерские курсы Петр Фоменко, Леонид Хейфец и Анатолий Васильев. Вы хотели именно к Фоменко?
– Мы с Ксенией всюду поступали, как и все абитуриенты. На конкурс прошли к Леониду Ефимовичу Хейфецу и Петру Наумовичу Фоменко, но мы вообще не знали и не понимали, кто такой Хейфец и кто такой Фоменко. На самом деле все это случайность. В коридоре на режиссерском факультете кто-то к нам подошел и тихо прошептал: «Идите к Фоменко!» Кажется, это был Сергей Васильевич Женовач, но нам было на самом деле все равно.
Помню, что, когда вывесили списки поступивших, Ксения решила подшутить надо мной и сказала, что мы не поступили. Я расплакалась, решила на следующий год поступать на филфак, и только после этого Ксения рассказала мне правду. Я ее чуть не убила.

– А если бы вас взяли в один театральный вуз, а Ксению – в другой?
– Если бы Ксения поступила в один театральный институт, а я в другой, так и учились бы.

– Спектаклю «Волки и овцы», который стал одной из первых дипломных работ вашего курса, почти 25 лет. Какие остались воспоминания о репетициях?
– Третий курс. 39-я аудитория на режиссерском факультете, и знакомство с Петром Наумовичем Фоменко вплотную, потому что до этого у него с нами все-таки было общение на уровне разговоров. А тут он стал делать спектакль и учить нас ремеслу на примере пьесы «Волки и овцы».

– Что значит ремесло?
– Умение выстроить роль, чтобы не просто произнести слова с какой-то интонацией, а иметь право так сказать, оживить их и присвоить. Я думаю, что Петром Наумовичем были заложены в нас некие ориентиры и в театре, и в жизни. Они никуда не денутся. Это есть, и все тут. «Волки и овцы» – первый спектакль с Петром Наумовичем, как родовая травма. Может быть, поэтому он так долго и держится. Все, что заложено в спектакль Петром Наумовичем, до сих пор живет.

– В 1997 году вы с двухмесячной дочкой поехали с «Мастерской» на гастроли в Авиньон, где показывали «Волки и овцы». Как вы на это решились?
– Это была авантюра, но прекрасная авантюра. Мне, конечно, было очень сложно – кормить дочь, репетировать и играть спектакли одновременно. Это непросто. В 1997 году на Авиньонском фестивале был русский сезон, и «Мастерская Фоменко» играла четыре спектакля − «Волки и овцы», «Двенадцатую ночь», «Приключение» и «Месяц в деревне».

– Ваша дочь Надя несколько раз снималась в кино. Рассказывали, что она в 10 лет написала пьесу и собиралась ее поставить. Она сейчас занимается театром?
– История о пьесе – какая-то легенда. Она сейчас учится в Высшей школе экономики на специальности «международные отношения».

– Она довольна?
– Я довольна. (Смеется.)

– Вы играете в театре не только женственных героинь, таких как Маша в «Трех сестрах» или Молли в «Улиссе», но и смешного, нелепого Критика, Литературную необходимость – двойника Годунова-Чердынцева, главного героя спектакля «Дар». Этого персонажа нет в романе Набокова. Кто его придумал?
– Евгений Борисович Каменькович. Было необходимо найти некую форму повествования, соответствующую форме романа о литературе, поэтому и возникла мысль о критике. Подразумевалось, что это будет именно критик, окололитературный человек. Ну а внешний вид моего героя придумали мы вместе с художником. Нам был важен образ этой двойственности: Годунов-Чердынцев, наделенный даром, а рядом человек, которому это не дано, но который мечтает проникнуть в тайну гения. Литературный приживала. Они не могут друг без друга, хотя мой персонаж не реальный человек, а некая прагматичная часть мозга Федора Константиновича Годунова-Чердынцева. Много материала для этой роли взято из литературоведческих статей Набокова.

– Вам проще или сложнее репетировать с вашим мужем, Евгением Каменьковичем?
– Сложнее, потому что надо увеличивать дистанцию. 

– Двойственность, о которой мы говорили, есть и в пьесе «Амфитрион», – премьеру которой выпустил в «Мастерской» француз Кристоф Рок. Бог Юпитер, влюбившись в Алкмену, жену Амфитриона, приходит к ней в дом в его облике, с ним приходит Меркурий в облике слуги Созия. Почему у вас в этом спектакле сразу две роли?
– В «Амфитрионе» три женские роли – Алкмена, ее служанка Клеантида и небольшая роль Ночи. Алкмену играет Ксения, Клеантиду и Ночь – я. Во французском театре есть традиция, что Клеантиду и Ночь играет одна актриса.

– Значит, Ночь похожа на Клеантиду и обе они – на Алкмену, которую играет Ксения?
– Кристофу в этой пьесе интересны идея двойственности и весь этот морок, когда со всеми постоянно происходят подмены.

– В пьесе служанка Клеантида – характерный, комический персонаж. А в спектакле?
– Мне нравится направление, которое Кристоф предлагал нам на репетициях, хотя это непросто, потому что мы привыкли к одной манере работы, а у Кристофа все абсолютно иначе.

– Вы с Ксенией смотрите работы друг друга. Делаете ли вы друг другу замечания?
– Да, постоянно. Должна сказать, что замечания Ксении мне очень важны, я ими очень дорожу и прислушиваюсь. Не знаю, как она относится к моим замечаниям, но искренне могу сказать, что она мне помогает. Она многое понимает обо мне и может что-то точно подсказать.

– Раньше, когда в «Мастерской» работало всего 80 человек, атмосфера за кулисами была совсем другой. Сейчас в театре гораздо больше сотрудников, возникла какая-то новая энергетика. Сложнее работать в новой ситуации?
– Конечно, сложнее. В маленьком театре всегда проще: в нем существует энергия таких домашних взаимоотношений и на ней очень многое держится. Когда в театре работает много человек, невозможно существовать на этой энергии и энтузиазме. Нужен другой способ, требующий большей концентрации. По-другому строятся человеческие отношения, главное – иметь какую-то общую цель.

– Ваши роли в фильмах «Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова или «Пелагея и белый бульдог» и многие другие сильно отличаются от ваших театральных ролей. Кино дает вам то, чего не может дать театр?
– Не знаю, я об этом не думала.

– Как вы выбираете фильмы, в которых будете сниматься?
– В первую очередь я выбираю интересный материал, хотя на самом деле очень разные бывают ситуации. Иногда выбираешь какой-то кинопроект, потому что нужны деньги. Бывает, что сценарий не нравится, но, если режиссер тебе интересен, соглашаешься. Очень по-разному бывает. Фильм «Две зимы и три лета» по романам Федора Абрамова грех было не выбрать: это отличный материал и замечательный режиссер Тэмо Эсадзе. Я, наоборот, даже напрашивалась в эту работу.

– В прошлом году вы записали диск, на котором читаете английские народные сказки для детей. Режиссером проекта была ваша старшая сестра Злата. Она вернулась в профессию?
– Злата это сделала лично для меня, чтобы мне помочь. И это было здорово. Вместе со мной сказки читает Анатолий Горячев, мой партнер по многим спектаклям. А музыку специально для нас написал тоже актер нашего театра Дмитрий Захаров. На самом деле, если бы времени было больше, я бы еще что-то придумала. Запись сказок достаточно трудоемкий процесс, и времени не хватает. В нашем театре столько прекрасных актеров, которые умеют работать с текстом и словом! Только сиди и записывай, ведь был когда-то такой формат – радиоспектакль. В детстве мы часами просиживали перед радиоприемниками, слушая разные постановки. Уверена, что и сейчас это не менее интересный жанр, чем прежде. Надо будет что-нибудь придумать и сделать.

Источник: журнал «Театральная афиша»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100