In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Эвелина Гурецкая
«Hollywood reporter», 11.07.2017

Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»

Недавняя премьера театра «Мастерская Петра Фоменко» — спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера. Его можно с полным правом назвать «спектаклем с французским акцентом». Во-первых, сам первоисточник, а во-вторых, режиссер-постановщик француз Кристоф Рок. К тому же время от времени на сцене звучит французская речь.
По сюжету верховный бог Юпитер воспылал страстью к земной женщине Алкмене, жене полководца Амфитриона. Подобное с всемогущим Юпитером не раз случалось. Чтобы овладеть предметом своей страсти он принимал то облик быка, то змея…Знаменательно, что всякий раз от связи верховного божества с земной женщиной на свете появлялись герои. На сей раз Юпитер явился к Алкмене в образе ее супруга, и она ни о чем не подозревая провела с ним ночь любви. А потом явился настоящий муж и началась сущая неразбериха. На этой коллизии и строится сюжет. Кстати, от связи с Алкмены с Юпитером на свет в положенное время появился Геракл. Написанная в 17 веке комедия великого французского драматурга о взаимоотношениях богов и людей имела отношение к реалиям того времени. В ней Мольер в аллегорической форме повествовал о связи короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан. Адюльтер разворачивался на глазах обманутого мужа, который был вынужден молча сносить измену жены. Как никак, до нее снизошел сам монарх. Но как давно все это было. И казалось бы, «что нам Гекуба, что мы Гекубе». Тем более, что в пьесе нет никаких подтекстов, которые можно было бы соотнести с современностью. Но режиссер вместе с артистами сделали почти невозможное: получился и классический театр, и настоящий зрелищный спектакль, смотреть который одно удовольствие. 
Интересная находка – эдакое зазеркалье, в которое попадает зритель с первых же минут (сценограф Орели Тома). Главный сценический элемент – огромное зеркало в глубине сцены, которое и создает это колышущееся пространство. Где же еще должны обитать боги, как в не в некоем зазеркалье? Там и ведут свой диалог богиня Ночь и Меркурий. Не сразу понимаешь, что это вовсе не артисты – Полина Кутепова и Иван Верховых — а их отражения. Создается впечатление, что они движутся едва ли не по натянутому канату. Тем более, что оба работают со страховками. Но постепенно сцена приподнимается, и действующие лица словно раздваиваются. Этот эффект отражения будет присутствовать на протяжении всего спектакля, усиливая эффект двойственности, на котором собственно и построен сюжет. Кстати, Полина Кутепова в «Амфитрионе» появляется сразу в двух ролях: сначала она богиня Ночь, а потом служанка Алкмены Клеантида. Ее госпожу Алкмену играет Ксения Кутепова. Присутствие на сцене сестер-близнецов еще больше усиливает эффект двойственности – и в очередной раз тут надо отдать должное режиссеру. Именно сестры Кутеповы стали центром всего спектакля, на фоне которых остальные артисты слегка померкли. Конкуренцию им составляет лишь Карэн Бадалов. Он просто бесподобен в роли находчивого и трусоватого Созия, которому удается смешить зал.

Когда-то сам Мольер, обладавший комическим даром, выходил на сцену в этой роли. Хотя надо признать, всех артистов «фоменок», как их обычно ласково называют, отличает умение сочетать в любой роли естественность и нарочитую театральность. И «Амфитрион» в этом смысле не исключение. Порой кажется, что речь идет вовсе не о своеволии богов, а просто о людях с их характерными слабостями: страстью, ревностью, тщеславием. Вот тут зеркало помогает внести еще один смысл: жизнь богов это отражение жизни земных людей, и наоборот. Тем более, что режиссер всех своих героев одел в современные одежды. Актер Владимир Топцов, играющий Юпитера, в облике Амфитриона необычайно похож на актера Андрея Казакова в роли Амфитриона. К тому же оба расхаживают в современных костюмах, в пиджаках типа френч одного цвета. На Алкмене и ее служанке – платья и туфли из нашего времени.

Лишь Ночь в самом начале спектакля выглядит как истинная богиня, но и ей на глазах у публики помощники меняют парик. Никакой тайны, все на виду. Герои даже время от времени спускаются в зал. Режиссер Кристоф Рок, приступая к этой постановке, признался, что его завораживает исследование вертикали: боги-люди, власть-простой человек. В сюжете о шутке богов (обычно эта пьеса разыгрывалась как комедия об адюльтере) режиссер, по его признанию, попытался поднять разговор о силе судьбы и границах морали для тех, кто оказался «наверху» и обладает неограниченной властью. Наверное, все это есть в спектакле. Но об этом предпочитаешь не задумываться, наслаждаясь зрелищем, игрой света и тени, тем же зазеркальем. А еще прекрасной игрой актеров. Все-таки большая их заслуга в том, чтобы спектакль стал успешным.

И Карэн Бадалов, и сестры Кутеповы в ряду звезд первой величины не только в театре «Мастерская Петра Фоменко», но и в кинематографе. Успешная, состоявшая и в театре и в кино актриса Полина Кутепова уверена, что настоящий артист должен уметь все: « Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам».


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100