|
Ольга Фукс «Театральная Афиша», 11.2014 Старший сынВ одном из своих редких интервью Петр Наумович Фоменко обозначил «вершины» того квадрата, на котором держится его мастерская. Это, разумеется, сам Фоменко, Ольга Фирсова, Сергей Женовач и Евгений Каменькович, «который пришел на курс почти сложившимся, а сейчас он более чем сложившийся мастер, режиссер, педагог. Его энергия, или, как любят говорить некоторые флагманы нашей режиссуры, энергетика, очень необходима. Особенно это касается актеров». Не случайно, когда стал вопрос о том, кто возглавит навсегда осиротевшую «Мастерскую Петра Фоменко», актеры единогласно проголосовали за Евгения Каменьковича. Он, как старший сын, должен был возглавить эту уникальную семью. 9 ноября Евгению Каменьковичу исполняется 60 лет.
В Киеве, на доме № 10/7 по улице Марии Заньковецкой, висит мемориальная доска в память о двух выдающихся театральных деятелях Украины – Борисе Каменьковиче и Ирине Молостовой. Борис Наумович – выпускник балетной студии при Киевском театре оперы и балета им. Шевченко, артист Ансамбля народного танца Украины, Киевского театра музыкальной комедии, Киевского театра оперы и балета, главный балетмейстер «Укрконцерта», один из создателей Киевского мюзик-холла и, наконец, хореограф Киевского драматического театра им. И. Франко. Ирина Александровна чуть было не повторила судьбу своего мужа: она училась и на режиссерском, и на балетмейстерском факультетах. А стала выдающимся оперным режиссером: именно ее постановку «Катерины Измайловой» Шостакович считал лучшей, долгие годы поддерживая с Молостовой самые теплые отношения. Другим ее знаменитым спектаклем стал «Мастер и Маргарита» в Театре им. Франко – настоящее открытие Булгакова и… кассовый спектакль на многие годы. Она ставила в Москве, Италии, Петербурге по личному приглашению Валерия Гергиева. К слову, дала зеленый свет талантливому пареньку, который раскрашивал декорации, предложив ему сделать макет, – Давиду Боровскому. Впрочем, для театра Борис Наумович и Ирина Александровна сделали еще одно благое дело – родили сына Евгения: рожать его мама-режиссер отправилась прямо со своей премьеры спектакля «Гаити». Евгений Каменькович чуть было не стал актером: закончил актерский курс в мастерской Владимира Андреева. Но режиссерские гены родителей сделали свое, соединив его судьбу с крупнейшими режиссерами своего времени. С актерской колеи он сразу сворачивает на режиссерскую, поступив в мастерскую Андрея Гончарова в ГИТИСе, едва ли не главную кузницу режиссерских кадров, так что эстетическое родство с Петром Наумовичем Фоменко, тоже учеником Гончарова, началось раньше их фактической встречи. Девять лет Каменькович преподавал в мастерской Анатолия Васильева в ГИТИСе, восемь – в мастерской Петра Фоменко. В 2000-м набрал собственный курс в Школе-студии МХАТ, откуда вышло немало известных сегодня актеров. И почти одновременно стал преподавать на курсе у Сергея Женовача в ГИТИСе, где спустя несколько лет затеял невиданный для русского психологического театр эксперимент – учить режиссеров вместе с художниками, а не с актерами. Так появился уникальный курс Каменьковича и Крымова, который принес уже отечественному театру немало художественных «плодов» (Евгений Каменькович – лауреат премии Фонда им. Станиславского за театральную педагогику). Говоря о ГИТИСе, нельзя не вспомнить один яркий эпизод из его жизни – увольнение ректора и воцарение на несколько дней чужеродного «варяга». ГИТИС тогда восстал полностью, от первокурсников до профессоров, явив миру небывалый для нас пример и гражданского общества, и художественного достоинства. Но надо было видеть, как бился за свою alma-mater Евгений Каменькович. Он буквально проходу не давал министерским чиновникам, возникал у них на пути в совершенно незапланированных местах, донимал вопросами, ссылался на законы. И в том, что ГИТИС отстояли так быстро, львиная доля его заслуг. Эта безоглядная смелость постепенно проступила и в палитре его режиссерских работ, которая все больше напоминает антикварную лавку книжных раритетов. Такого подбора вы точно нигде не встретите: «Горбунов и Горчаков» Бродского, набоковский «Дар», «Улисс» Джойса, «Венерин волос» Шишкина, «Джентельменъ» Сумбатова-Южина, «Мариенбад» Шолом-Алейхема, соколовская «Школа для дураков», незаконченное культурное завещание Пиранделло «Гиганты горы» – практически все из вышеназванного поставлено впервые. Невозможно представить себе, чтобы Каменькович взял к постановке «верняк», кассовую пьесу: каждый его выбор – это езда в незнаемое. Сам автор, как это было в случае Михаила Шишкина, недоумевал, как такое можно поставить в театре, который обычно вынимает из прозы «четвертое измерение – воображение». Но, когда увидел результат, развел руками, признав, что театру удалось добавить пятое измерение – чудо. Плодотворный этюдный метод, жесткая структура для самой сложной литературы, лаконизм и одновременно тяга к превращениям, переодеваниям, театральным рифмам и театральной магии – приметы режиссерского почерка Евгения Каменьковича. Так сложилось, что в «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович оказался первопроходцем. Ему принадлежит первый спектакль «Мастерской», когда будущие «фоменки» только учились на втором курсе. И на экзамене от них ждали этюдов, а они показали сразу трехчасовую «Двенадцатую ночь» в переводе Давида Самойлова с песнями Сергея Никитина, где Виолу и Себастьяна играли сестры Кутеповы. Спектакль рождался под неумолкающий хохот его участников и претерпел немало приключений, вместе с культовыми «Волками и овцами» и «Владимиром III степени» представлял «фоменок» на нашумевшем «русском сезоне» Авиньона, где Орсино – Рустэм Юскаев – потерял голос и все его реплики подавали партнеры. А когда «фоменки» стали профессиональной труппой, их первым спектаклем стала постановка Каменьковича «Как важно быть серьезным», сыгранная на подиуме, в Доме моды Славы Зайцева, где актеры обменивались язвительными афоризмами и роскошными костюмами в стремительном дефиле. И когда «фоменки» обрели свой дом, первым спектаклем стали горьковские «Варвары» в постановке Каменьковича. А он смотрел далеко вперед: репетируя «Варваров», устроил вдруг читку «Улисса», встреченную вежливым недоумением актеров. И только спустя годы, после триумфальной премьеры «Самого важного» по роману Михаила Шишкина, после вручения «Золотой маски» четырем занятым там актрисам, Фоменко сказал Каменьковичу заветное слово «пора». И работа над «Улиссом», грандиозным шестичасовым полотном по главному и самому загадочному роману ХХ века, закипела. Один день Леопольда Блюма, в котором зашифрован весь мир, и Библия, и «Гамлет», и история Ирландии, и будни родного Дублина, шесть часов игры девяти актеров, многостраничный монолог рыжекудрой Пенелопы – Полины Кутеповой – смотрятся, как вдыхаются, с легкостью. У Евгения Каменьковича – непочатый край работы. Создатель «Мастерской» завещал своим «фоменкам» и «фомятам» множество названий – и на сто лет не хватит, как признается Каменькович. Метод проб и ошибок (постоянная лабораторная работа актеров, стажеров и режиссеров театра) приносит свои плоды: поставлены «Египетская марка» Мандельштама, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Летние осы кусают нас даже в сентябре» Вырыпаева, «Последние свидания» Бунина, «Олимпия» Оли Мухиной, они проложили дорогу в режиссуру Юрию Буторину, Юрию Титову, Михаилу Крылову, Евгению Цыганову. Ну а сам Евгений Борисович взялся за очередной заковыристый для театра текст – «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина.
Другие статьи- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варварши, Мария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле Чехова, Майа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любви, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
|