In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Глеб Ситковский
«Вечерний клуб», 6.01.2000

В тюрьме и без героя

К Фоменко на «Кутузовскую» народ ездить еще не привык. С тех пор, как самая молодая труппа Москвы вселилась в бывший кинотеатр «Киев», не прошло и полугода, и до сих пор новые свои подмостки «фоменки» обживали старыми спектаклями. «Варвары» — первая премьера на новом месте.
Новый дом «фоменок» рядом с роскошными театрами Бульварного кольца тянет разве что на сравнение с «хрущобой». В рейтинге московских малых сцен эти их два зальчика (каждое на 80 мест) смело могли бы побороться за звание самых уродливых.
Представьте себе вытянутый приплюснутый пенал с низким потолком и пятью колоннами-обрубками разной формы посреди зала, на которые просто невозможно не наткнуться актерам. В «Варварах» Каменькович, судя по всему, решил сдаться пространству на милость и обыграть его уродство.
Мерзкий уездный городишко, тесный и некрасивый — вот что такое место действия этих «Варваров». «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», — напевают под гитару местные жители. Но не в музыке и не в приглушенных, камерных голосах актеров основной звук этого спектакля. Если послушать откуда-нибудь из фойе, то главное, что услышишь, — топот. Громко стучат мужские сапожища и цокают дамские туфельки. Это все оттого, что персонажи то и дело пытаются разбежаться и тут же натыкаются на какой-нибудь угол или колонну. Видно, такова уж доля обитателей этого города-тюрьмы — разбегаться, словно для полета, и тормозить через пару метров у стенки своей камеры.
Из-за каждого угла, из-за каждой колонны смотрит чей-нибудь глаз. Это аборигены подглядывают за приезжими. Инженеры, прибывшие строить железную дорогу, смахивают на каких-нибудь байкеров-рокеров — все в черной коже, они стремительно взлетают на невысокую, эстраду, и любое их движение ловится тут в бинокль.
Сергей Тарамаев (Черкун) — тот даже и в штанах кожаных. Здесь он полная противоположность себе прежнему, чего, видно, и добивался Каменькович. Тарамаев известен по спектаклям Сергея Женовача как актер мечтательный, открытый, обаятельный. Здесь он — жесткий, сумрачный, колючий. Доказывает всем: умею и это. После того, как действительно доказывает, становится уже не так интересно.
Из женщин одна из самых удачных работ у Галины Тюниной (на снимке), которая делает свою Монахову декаденткой с вечной книжкой в руке и с пустым, мечтательным взором. Кажется, такая Монахова могла застрелиться в любой момент, не дожидаясь финала.
Каменькович ставит «Варваров» как «спектакль без героя». Режиссерскую фантазию не назовешь богатой, но постановщику удается важное — вычертить и удержать в равновесии тот многоугольник, к которому так тяготеет драматургия Горького. Ведь горьковские пьесы не зря крайне редко называются по имени главного действующего лица, а почти всегда — во множественном числе («Мещане», «Дачники», «Враги» или уж, в крайнем случае, «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»). Главный козырь «фоменок» — в умении наладить ансамблевую игру. Потому-то так и увлекательно на их «Варварах» следить за пятью-шестью ключевыми фигурами, создающими пространство спектакля. Человековедение — увлекательная наука.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100