In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Глеб Ситковский
«Вечерний клуб», 6.01.2000

В тюрьме и без героя

К Фоменко на «Кутузовскую» народ ездить еще не привык. С тех пор, как самая молодая труппа Москвы вселилась в бывший кинотеатр «Киев», не прошло и полугода, и до сих пор новые свои подмостки «фоменки» обживали старыми спектаклями. «Варвары» — первая премьера на новом месте.
Новый дом «фоменок» рядом с роскошными театрами Бульварного кольца тянет разве что на сравнение с «хрущобой». В рейтинге московских малых сцен эти их два зальчика (каждое на 80 мест) смело могли бы побороться за звание самых уродливых.
Представьте себе вытянутый приплюснутый пенал с низким потолком и пятью колоннами-обрубками разной формы посреди зала, на которые просто невозможно не наткнуться актерам. В «Варварах» Каменькович, судя по всему, решил сдаться пространству на милость и обыграть его уродство.
Мерзкий уездный городишко, тесный и некрасивый — вот что такое место действия этих «Варваров». «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», — напевают под гитару местные жители. Но не в музыке и не в приглушенных, камерных голосах актеров основной звук этого спектакля. Если послушать откуда-нибудь из фойе, то главное, что услышишь, — топот. Громко стучат мужские сапожища и цокают дамские туфельки. Это все оттого, что персонажи то и дело пытаются разбежаться и тут же натыкаются на какой-нибудь угол или колонну. Видно, такова уж доля обитателей этого города-тюрьмы — разбегаться, словно для полета, и тормозить через пару метров у стенки своей камеры.
Из-за каждого угла, из-за каждой колонны смотрит чей-нибудь глаз. Это аборигены подглядывают за приезжими. Инженеры, прибывшие строить железную дорогу, смахивают на каких-нибудь байкеров-рокеров — все в черной коже, они стремительно взлетают на невысокую, эстраду, и любое их движение ловится тут в бинокль.
Сергей Тарамаев (Черкун) — тот даже и в штанах кожаных. Здесь он полная противоположность себе прежнему, чего, видно, и добивался Каменькович. Тарамаев известен по спектаклям Сергея Женовача как актер мечтательный, открытый, обаятельный. Здесь он — жесткий, сумрачный, колючий. Доказывает всем: умею и это. После того, как действительно доказывает, становится уже не так интересно.
Из женщин одна из самых удачных работ у Галины Тюниной (на снимке), которая делает свою Монахову декаденткой с вечной книжкой в руке и с пустым, мечтательным взором. Кажется, такая Монахова могла застрелиться в любой момент, не дожидаясь финала.
Каменькович ставит «Варваров» как «спектакль без героя». Режиссерскую фантазию не назовешь богатой, но постановщику удается важное — вычертить и удержать в равновесии тот многоугольник, к которому так тяготеет драматургия Горького. Ведь горьковские пьесы не зря крайне редко называются по имени главного действующего лица, а почти всегда — во множественном числе («Мещане», «Дачники», «Враги» или уж, в крайнем случае, «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»). Главный козырь «фоменок» — в умении наладить ансамблевую игру. Потому-то так и увлекательно на их «Варварах» следить за пятью-шестью ключевыми фигурами, создающими пространство спектакля. Человековедение — увлекательная наука.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100