In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Филиппов
«Известия», 29.12.1999

Старые «Варвары» и новое варварство

Премьера Мастерской Петра Фоменко

Побывав на «Варварах», вышедших в Мастерской Петра Фоменко (режиссер Евгений Каменькович), удивляешься тому, как живо звучит еще недавно казавшаяся мертвой пьеса: вчера Горький был кошмаром студентов-гуманитариев, сегодня его герои живее всех живых. И дело даже не в том, что теперешняя действительность богата на горьковские типы: современным кажется само отношение автора к жизни, те чувства, которые вызывала у него Россия. Народ — зверье, интеллигенция слаба и корыстна, обыватель пошл, просвещенный хищник страшен: людей Горький не любит, судьба отечества оптимизма ему не внушает, но к спектаклю «фоменок» все это имеет отдаленное отношение. 
«Фоменки» по-прежнему очаровательны, и то, что их лица растиражировало кино, лишь придает им прелесть. Спектакль напоминает прошлые работы Мастерской: слаженный, как дорогие часы, ансамбль, море коллективного обаяния, точно и крепко сделанные роли — все как прежде и все немножко не так.
Дело в пьесе: если бы первый акт был отдельным спектаклем, «Варвары» «фоменок» оставляли бы самые светлые чувства — такой милой, изящной, полной интересных режиссерских задумок и удачных актерских работ постановки в Москве, пожалуй, и не найдешь. В сонный провинциальный городок приезжают столичные инженеры, и обыватели высыпают им навстречу — каждая роль, на свой лад, почти совершенство. Тот, кто знает и любит театральные работы сестер Кутеповых, Юрия Степанова, Мадлен Джабраиловой, Карэна Бадалова, Галины Тюниной, Кирилла Пирогова и других актеров Фоменко, представляет, о чем идет речь. Увидев, как над забором появляется заспанная, безмятежная, невыразимо добродушная физиономия степановского Гриши, зритель испытывает почти физическое наслаждение. Как всегда очаровательны сестры Кутеповы (здесь они играют соперниц: Полина — недалекую и простенькую жену приезжего инженера Анну, неспособную и дня прожить без мужа, Ксения — ее соперницу, дворянку Лидию Павловну, женщину умную и абсолютно свободную); неожиданна молоденькая Ольга Левитина — ее героиня, сорокалетняя купчиха Притыкина, кажется карикатурой на всех молодящихся женщин. Евгений Каменькович выстроил первый акт тонко и умно: инженеры проводят время на открытой веранде, а вокруг, за забором, расположился город — обыватели рассматривают приезжих во все глаза, затаив дыхание, используя заранее припасенные бинокли. К концу действия зал почти растроган — «фоменки» прибавили в мастерстве, но сохранили обаяние своей студенческой молодости, когда на спектакли их курса ломилась вся театральная Москва. Во втором акте они играют тот же самый спектакль — но тут их обаяния уже не хватает.
Горький — очень сложный автор. В «Варварах» Мастерской действуют маски, которые так к лицу ее актерам: милые, доброжелательные, интеллигентные люди, не варвары, не хищники, и земля под их ногами не разверзнется. Во втором акте дело у Горького идет всерьез: обыватели обирают жен и грабят казначейство, прогрессист-инженер собирается бросить жену, инженер-бонвиван развращает местных собутыльников — а фоном всему этому служит возникающая в рассказах героев озлобленная и бессмысленная деревня, где человеческая жизнь и гроша не стоит. Катаклизмы и перевороты, которые предчувствовал Горький, куда как актуальны в наше время — равно как и взгляд буревестника на интеллигенцию и народ. Но грязь и кровь, которые чувствуются в его пьесе, не в природе «фоменок» — они завершают спектакль так же, как начали, и их герои уже кажутся чересчур легковесными по сравнению с тем, как их написал Горький. 
Артистам Мастерской тяжело играть большую страсть, неразумную темную силу и черную кость: это слишком интеллигентный и московский, воспитанный на совсем иной литературе театр. Галина Тюнина — тонкая, умная, необычная актриса. Но в роли Надежды Монаховой, олицетворяющей мощное, всепобеждающее женское начало, она напоминает декадентствующую светскую даму, и я никогда не поверю, что это рафинированное существо не читало ничего, кроме скверных любовных романов. Героиня Тюниной не колдунья, не влюбленная в любовь ворожея, сама того не желая доводящая мужчин до беды; неспособный на сильное чувство, вялый инженер Черкун Сергея Тарамаева — не герой ее романа. В пьесе Горького «фоменки» играют Чехова: их персонажи смеются и разговаривают, а между тем разбиваются их жизни — но Алексей Максимович справлялся и не с такими, как они.
Теперь его будут ставить: пройдет немного времени, и зациклившаяся на собственном преуспеянии, презирающая толпу интеллигенция вновь, как и в начале века, заболеет народолюбием. Снова заиграет всеми красками противоречивая фигура русского купца, приобретателя и расточителя, созидателя и самодура — лучше Горького о «новых русских» пока не написал никто. Но даже тогда он навряд ли станет козырной картой «фоменок». Для этого у них чересчур легкий и светлый дар — честь нового открытия горьковской драматургии достанется какому-нибудь другому театру.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100