|
Ольга Егошина «Вёрсты», 4.06.2002 Безумная ШайоЕсли верить Томасу Манну, «искусство занимается трудным и добрым». Долгие годы занимаясь трудным, Петр Фоменко в последние сезоны ставит спектакли преимущественно «о добром»?
?О счастливой деревне, о семейном счастье, о счастливых мгновениях мира перед войной. Теперь к ним прибавилась постановка о парижском районе Шайо, где живут забавные чудаки и чудачки, где много музыки и много любви. Если бы автор пьесы Жан Жироду мог посмотреть постановку Мастерской П. Фоменко «Безумная из Шайо», он, видимо, был бы потрясен загадочным превращением своего социального памфлета в утопию. В пьесе пролетарии сражались с Мировой буржуазией, отстаивая свой уголок. Парижский район Шайо в спектакле чем-то напоминает сказочную страну вечной весны, где зло скорее смешно, чем страшно. Капиталисты и эксплуататоры, решившие перекопать чрево Парижа для разработки залежей нефти и учредившие для этого общество с кошмарным названием «О. Б. П. Н.», здесь больше напоминают неудачливых разбойников из «Бременских музыкантов», чем олицетворения буржуазного общества, которые писал Жироду. У биржевого зайца (Олег Нирян) выдран солидный клок штанов на самом заду, и он элегантно прикрывает его собственной шляпой. А его соучредители Барон Томар (Алексей Колубков), Эмиль Дюраншон (Алексей Казаков) и изыскатель (Рустэм Юскаев) также слишком наивны, слишком смешны и несолидны, чтобы тянуть на Мировое Зло. Да и что могут четыре запуганных буржуя среди веселой толпы пролетариев, легко, забавно и увлекательно занимающихся своими делами. Мотыльком порхает Цветочница (Полина Агуреева). Виртуозно играют уличные музыканты (Кирилл Пирогов, Илья Любимов). Кидает в небо свои воображаемые кольца жонглер и очень сосредоточенно их ловит. А прелестная судомойка (Ирина Пегова) разрывается между мытьем посуды и Молодым человеком, готовым на всё (Андрей Щенников). «Он такой красивый», — вздохнет она так самозабвенно, что следом немедленно вздохнет зрительный зал. Небольшие роли, часто «без ниточки», состоящие из нескольких фраз, вылеплены актерами с таким отточенным изяществом, что действительно тянет описывать шаг за шагом всю партитуру интонаций, прихотливый рисунок постоянных перемещений по небольшому квадрату сцены, забавные детали и точные подробности. Каждая сказочная страна обязана иметь короля или королеву: повелительница Шайо — графиня Орели, безумная из Шайо. Галина Тюнина после очаровательной старухи графини Шерер в «Войне и мире» с увлечением играет с точно отобранными приметами старости — плохо гнущейся спиной, чуть неуверенной поступью ног? Молодая красавица-актриса с удовольствием маскируется под старуху, чтобы вдруг пронзить распахнувшимися веерами-ресницами или подразнить тончайшей талией, затянутой в тугой корсет. Решив избавить мир от угрозы сноса и разрушения островка безмятежности — Шайо, — она зовет на помощь трех подруг-королев — то есть безумных — соседних округов Сен-Сюльпис, Конкорд, Пасси. Встреча Орели, Констанс (Наталья Курдюбова), Габриэль (Мадлен Джабраилова) и Жозефины (Полина Кутепова), безусловно, кульминация спектакля. Каждая из актрис ведет свою партию, но вместе они сливаются в блестящий квартет. Экстравагантные наряды, где кружева и фестончики соседствуют с прорехами и пятнами (костюмы Марии Даниловой)? Утонченные манеры — и подбитый глаз. Немыслимые темы бесед: собачка, которой давно нет, но она сопровождает свою хозяйку, и каждая из подруг должна ее погладить и опасаться на нее наступить, давно убитый президент, которого необходимо поприветствовать, когда он будет выезжать на центральную площадь, неверные возлюбленные? На плечиках качается мужской костюм из какой-то особенно тонкой ткани, его приходится привязывать, чтобы он не улетел под порывами ветра. Тени, фантазии, галлюцинации тихонько заполняют сценическое пространство, одобряя решение суда безумиц о казни всех буржуев. Их заманивают в люк, ведущий куда-то на самое дно земли, и закрывают крышку? Впрочем, даже этот полусказочный конец изоляции злодеев кажется слишком мрачным в этом сказочном мире, и вскоре буржуи снова появятся среди поющих персонажей, заполняющих ступеньки лестниц опоясывающей зал верхней галереи. Почти вытравленные из нашего театра полузапрещенные человеческие чувства: любви, нежности, сострадания — расцветают в постановках Мастерской во всей своей впечатляющей действенной силе. Острая нехватка именно «человеческой сочувствующей ноты» в постановках последних лет превращает спектакли Фоменко в своего рода уникальный заповедник, который инстинктивно боятся разрушить и затоптать даже самые безжалостные рецензенты. Так в пустынных местах берегут какое-нибудь зеленое живое дерево. Неформальный лидер театральной России Петр Фоменко занимает в последние годы в нашем театре уникальное положение человека, которого любят все: коллеги, зрители, критики. И удивительно, этот шквал любви, кажется, пока ему не мешает.
Другие статьи- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмостках, Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомца, Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, «Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновидения, Елена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо», Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтью, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
|