|
Игорь Вирабов «Комсомольская правда», 12.04.2002 Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинСюжет пьесы Жана Жироду
Обличительная пьеса образца 1942 года: четыре французских мавроди в поисках легких денег придумывают некий Объединенный Банк Парижских Недр и грозятся пробурить нефтяные скважины в самом центре города. Четыре городские же сумасшедшие дамы, узнав о коварных планах, приговаривают этих деловых самцов: те и сами обманываться рады, лезут в канализацию (к источнику нефти!), где им и предстоит умереть взаперти. О чем спектакль Петра Фоменко? Театральные критики с разной степенью изящества складывают в свои рецензии справедливые слова про то, что этот спектакль: — о дурости сильных мира сего и веселой мудрости слабых (но без дидактического занудства); — о том, что мир делится не на волков и овец, состоятельных прощелыг и честных бедняков, а на тех, кто актерствует, и тех, кто за этим наблюдает (тут главное не социальный пафос, а всепроникаюшая театральность — то кафе-шантан, то гофманиана); — о том, что решимости четырех добрых безумных старух хватит для избавления мира от зла; — о том, что сумасшествие есть высшее здравомыслие; — о власти воображения и истинности иллюзии; — что для безумной из парижского района Шайо равно важны как искоренение мирового зла, так и наказание тех, кто украл ее боа и зеленую шкатулку. ?Из вышеперечисленного вытекает картина тоскливая. А спектакль между тем — очевидно — необыкновенно хорош. Отчего же?
Справедливые (привычные) реверансы
В обойме театральных критиков, любящих «Мастерскую Петра Фоменко», наготове такие патроны: — особое кружево режиссуры; — легкость дыхания спектакля; — это очередной лучший спектакль сезона; — тут надо обратиться к такой туманной категории, как театральное волшебство; — квартет мужчин-буржуев, конечно, хорош, но квартет четырех безумных дам у Фоменко, как всегда, лучше. ?Тут одна странность: театр живой, каждая премьера — событие не рядовое, а слова? одни и те же. Слова скучнее увиденного. Отчего?
Что происходит на сцене?
В первом действии сцена, развернутая вдоль зрительских рядов, оказывается парижским кафе, в котором и цветочницы, и проходимцы, и уличные музыканты снуют между столиками, едва не спотыкаясь о твои ноги. Здесь же ведут свои деловые переговоры эти маклеры-предприниматели: как наварить деньжат на пустоте. Здесь же жонглер месит воздух руками, бросая куда-то обручи-невидимки. А жизнерадостная Ирина Пегова (судомойка Ирма) подставляет бедро поглаживающей руке: «Пожалуйста-пожалуйста», — а рука уже ускользнула. Невидимок будет еще больше во втором действии (зрители перемещаются уже в другой зал), когда Галина Тюнина, главная безумная, собирает своих подружек по диагнозу. Наталья Курдюбова (безумная Констанс) разговаривает со своей давно умершей собачкой. Шепелявящая Мадлен Джабраилова общается с воображаемым поклонником. Полина Кутепова с фингалом под глазом и сигаретой с мундштуком ждет, когда появится покойный президент Франции. И над сценой порхают прозрачные тюлевые фраки невидимок. А псевдорычажки открывают канализационный люк (диаметром в полсцены), из-под которого клубами ползет подземный дым. В нем и растворятся противные деловые мужички, приговоренные одинокими женщинами. Тоже теперь, как пить дать, порхают где-то. Тела перетекают в пустоту и обратно, ирония переливается от нежности к тоске, то мужское, то женское безумие перемешивается со здравым то мужским, то женским смыслом, обманы становятся самообманами, а простенькая пьеска-агитка — удивительным спектаклем о безвозвратно утекающей жизни.
Безумное сравнение с женщинами Климта
С точки зрения профессионального критика затея совсем неумная. Ну разве это нормально: увидеть вдруг какое-то сходство внешних черт четырех безумных героинь спектакля с женщинами с портретов Густава Климта. Ну и что, что привиделось. Ну да, у австрийского живописца тоже сплошные юдифи, как и феминистки из спектакля, подавляют мужчин почем зря. Ну да, женщины на его портретах — это такая возбуждающая смесь сексуальности и предчувствия смерти. Ну да, орнамент на картинах Климта поглощает тела, как матерчатый плафон светильника, превратившийся на сцене в пестрый балахон, скрывающий тела героинь (только головы выглядывают)? Но какая тут связь? Безумие, безумие? А забавно.
Другие статьи- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмостках, Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомца, Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, «Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновидения, Елена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо», Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтью, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
|