In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ковальская
«Афиша», 15.04.2002

Энергоносители

Премьера «Безумной из Шайо» в «Мастерской Фоменко»

Со времени прошлогодней блестящей премьеры «Войны и мира» у Петра Фоменко многое произошло. Он оставил преподавание в ГИТИСе. Кто-то из актеров ушел из труппы — кого-то в труппу приняли. В Москве играли совсем мало: гастролировали, вводили на опустевшие роли новых актеров, ремонтировали театр после потопа. Первая премьера вышла в «Мастерской» только в конце сезона, и она должна была ответить на вопрос: действительно ли театр Петра Фоменко начал разрушаться? На премьере «Безумной из Шайо» побывали обозреватель «Афиши» Елена Ковальская и фотографы Виктор Сенцов, Владимир Луповской и Виктор Баженов.

Сначала была мастерская Петра Фоменко в ГИТИСе. Потом ГИТИС назвали академией, а сложившаяся из второго выпуска Фоменко труппа стала театром с соответственным названием — «Мастерская П. Фоменко». С тех пор мастерская и театр существуют под крылом Фоменко на равных. Когда по очереди в двух залах играют «Одну абсолютно счастливую деревню» и «Семейное счастие», на стенах вывешивают бумажные стрелки. Одна ведет в «мастерскую». Другая — в «театр». «Деревня» — спектакль «мастерской», поэтому тут возможны этюды, вроде тех, которые делают первокурсники: изображают коз или показывают сценки, как бабы полощут в реке белье. Здесь коробки из-под аппаратуры служат окопами для солдат. И можно взять бесхозный лист оргалита и потрясти им, когда понадобится грохот канонады. Для театра, напротив: строят декорации, записывают фонограмму и репетируют по-взрослому, ищут в сцене событие и строят сквозное действие. Фоменко сумел применить идеальную мхатовскую модель театра и питающих его студий для одной небольшой труппы.
Сначала у труппы не было своего места. Тогда Фоменко говорил: «Хорошо, что нет крыши, иначе бы она поехала». Потом театр получил помещение на Кутузовском — типовой кинотеатр, из тех, где в розовом зале шел «Тарзан», в голубом — «Экипаж», и главное было — сесть посередине, иначе будут мешать колонны. Когда эти колонные залы переделывали в театральные, колонны запретили сносить — оказалось, что это несущие конструкции. Колоннам и вправду есть что нести: между театром и крышей еще несколько этажей, так что когда кому-то из жильцов приходит в голову вечером просверлить в стене дырку, помимо соседей, об этом узнает еще и публика «Мастерской». Эти колонны пытаются включить в игру. В «Семейном счастии», например, колонна была деревом: к ней прислонили стремянку, и Ксения Кутепова тянулась с нее за вишней, а снизу вверх на нее глядел влюбленный Сергей Тарамаев. В этом сезоне они не играют — Ксения ждет ребенка, Тарамаев ушел, и в афише осталась плешь. Некоторое время театр почти не играл в Москве: много гастролировали, вернувшись из Новосибирска, обнаружили потоп, ремонтировали здание, вводили в опустевшие роли новичков. Между тем по Москве ползали слухи, что Фоменко кому-то говорил: уйду. И главное: он оставил преподавание в ГИТИСе, где зародился его театр. Со стороны казалось, что созданный Фоменко идеальный театр закачался, и дурным предзнаменованием казалась уже сама пьеса.
В «Безумной из Шайо», с одной стороны, действуют коммерческие авантюристы, с другой — городской сброд. Первые ищут нефть под асфальтом района Шайо. Вторые объединяются против них под предводительством Орели. Эту престарелую мадам называют Безумной из Шайо, и у нее есть три такие же сумасшедшие подруги. Вместе с уличными музыкантами, продавцами шнурков, глухонемыми, цветочницами и сочувствующим им полицейским старухи заманивают буржуев в подвал, где обитает их идейный лидер.
Многословную, полную афоризмов и уже плохо различимых аллюзий пьесу Жироду написал незадолго до смерти, в 1942 году. Шестьдесят лет спустя Фоменко превратил его социальную агитацию в пропаганду чистого театра, и театр выиграл всухую. Не «кружевной» театр, как называют то, что делает Фоменко. Выиграл балаган — с той поправкой, что молодые актрисы, играющие старух, их гротескные позы, преувеличенные жесты, накрашенные лица, живописные обноски и простенькие песенки выглядят у Фоменко не самим балаганом, а ностальгией по нему. «Вы не видели настоящего Фоменко, — говорила когда-то нам, студентам-театроведам, знавшая Фоменко по его ленинградским спектаклям наш мастер Наталья Крымова. — Вы видите кружева и легкое дыхание, а его влечет к себе темное». В «Безумной из Шайо» Орели — Галина Тюнина комически зыркала, как только она одна умеет, глазами, но эти подведенные глаза действительно различали потустороннее. Мадлен Джабраилова, Полина Кутепова и Наталья Курдюбова шепелявили, басили, валяли дурака — и плели психологическое кружево, из которого свились их видения. В «Безумной из Шайо» сошлись Фоменко, каким его знала Наталья Крымова, и Фоменко, каким его видели мы. Если что и произошло с «Мастерской» с тех пор, так это то, что она выросла. Но с возрастом здесь не только нажили проблемы: здесь научились играть волшебство. Чтобы поверить в это, нужно видеть «Безумную из Шайо».


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100