In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Хализева
«Вечерний клуб», 11.04.2002

Ловушка для учредителей

На невыносимо скучную пьесу Жироду, грешащую схематизмом и плакатностью, театральный маг Фоменко взглянул так пристально и мудро, что она обернулась к зрителю непредвиденной стороной. Невыразимая печаль режиссера упорно следует по пятам почти публицистического «содрогания о зле», демонстрируемого Жироду — представителем французской интеллектуальной драмы. В итоге плоское становится объемным, бездушное одухотворяется и преподносится публике в утонченно театральной, порой гротесковой форме.

Два акта пьесы играются в разных залах театра. Первый — «сцены в кафе» отдан на откуп исполнителям-мужчинам, обосновавшимся на возвышении за круглыми столиками под полосатым навесом. Четыре отталкивающих учредителя фиктивной организации «О. Б. П. Н» («Объединенный банк парижских недр») одержимы идеей наживы и намерены вести поиск полезных ископаемых на территории Парижа. Они говорливы и безлики, суетны и апатичны одновременно, безнравственны и почти неотличимы друг от друга. Запоминаются как зловещая скульптурная группа «траурных» фигур, алчно всматривающихся в полусвет-полутьму.
Вокруг кипит полнокровная жизнь улицы: музыканты напевают из «Прекрасной полячки», жонглер орудует воображаемыми кеглями, порхает и щебечет цветочница, мычит глухонемой, заигрывает с посетителями фигуристая судомойка. Все продумано, придумано, оттенено нюансами, оживлено цирковыми трюками и захватывающе театрально.
Интонация спектакля ощутимо меняется с выходом на авансцену престарелой графини Орели — безумной из Шайо в исполнении Галины Тюниной. Сквозь многоголосье уверенно пробивается властный, чуть капризный голос; среди личин, гримас и личиков возникает изысканное, хотя и тронутое временем лицо, на котором читаются ум, еще раз ум и безумная решимость изменить мир, вернуть ему былое благоденствие. Серебристая благородная седина, пронзительный взгляд, одежды ушедшей эпохи, чудаковатость и трогательная забота о коте с Токийской набережной — такова деятельная графиня Орели, вознамерившаяся изъять из мира зло, заманив разом всех его подручных в ловушку.
Второе действие — торжество четырех молодых актрис, выпускниц разных гитисовских курсов Фоменко. В загроможденной вещами тусклой подвальной комнатке графини Орели для вынесения приговора собираются ее безобидно нелепейшие приятельницы — стареющие безумные из парижских кварталов Пасси, Сан-Сюльпис и Конкорд. (К виртуозной Галине Тюниной присоединяются Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова, наделяющие героинь незабываемой характерностью). У каждой из них — свои причуды, несбывшиеся надежды и воспоминания. В этом обществе принято мяукать под дверью в качестве пароля, позволительно приводить с собой воображаемого песика и вести сумбурные словопрения. Угнездившись на просторной кровати, размашисто качающейся над полом, эти особы представляют собой щемящее зрелище: словно нашли убежище на плоту среди бескрайних вод.
Несмотря на красноречивость адвокатской речи (эта роль выпадает мусорщику) старухи выносят обвинительный приговор всем представителям власти денег. Приподнимается крышка огромного канализационного люка; мужские фигуры — создатели «О. Б. П. Н.», подманенные запахом нефти, шагают в него; крышка захлопывается. Но заживо погребенные, они уже через мгновение распластываются вдоль стены где-то в глубине комнаты, вверху, и продолжают свой утрированно захватнический танец — пляску легкой наживы.
Все в этом мире остается по-прежнему, и только наивные безумицы беспечально застывают, каждая в обнимку со своим призраком, прозрачным и бесплотным. Трудно вообразить что-нибудь грустнее?
Оттолкнувшись от обличительности Жироду, Фоменко со свойственным ему лиризмом поставил пронзительно человечный спектакль, не лишенный, впрочем, и некоторой сатирической заостренности.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100