|
Марина Давыдова «Время новостей», 4.04.2002 Homo ludens из ШайоПетр Фоменко поставил последнюю пьесу Жана ЖиродуФоменко — режиссер с двойным дном. Для тех, кто застал лишь московский его период, он — мастер кружевной режиссуры. Легкой, как тюль, прозрачной, как хрусталь, с переливами женских голосов и перебором гитарных струн. Был, однако, еще и петербургский Фоменко — впитавший традиции Николая Акимова, за легким юмором ловко прячущий сарказм, мастер социального гротеска и политической буффонады, постановщик запрещенной «Мистерии-Буфф». Московскому Фоменко (во всяком случае, на первый взгляд) — драматургия Жироду, как зуб в носу. Петербургскому она в самый раз. Этот самый Жироду — основоположник так называемой французской интеллектуальной драмы. Его российским аналогом, правда довольно жалким и карикатурным, является Эдвард Радзинский, большой любитель исторических параллелей и отважно спрятанных от властей фиг в кармане (рассуждают, скажем, Нерон и Сенека о судьбах Древнего Рима, а мы понимаем, что на самом деле они про Совдепию говорят). Сам Жироду в отличие от Радзинского предпочитал не исторические, а мифологические сюжеты. Зигфрид, Амфитрион, Электра, Гектор — вот герои его пьес. Сидишь и смекаешь, кого из представителей современного общества они собой символизируют. Что-то вроде театральной шарады для умного (интеллектуального) зрителя. В петербургском Театре комедии Фоменко поставил в начале 70-х пьесу Жироду «Троянской войны не будет». Тогда обращение к публицистической драматургии левого французского интеллектуала казалось органичным. В нынешнем социальном контексте — необычным. После московских постановок Фоменко с их удивительным, редким для современного искусства мироприятием — необычным вдвойне. Словно сдернули с маэстро какой-то полог, обнажили глубинные пласты его творческой породы и — на тебе — появилась на свет «Безумная из Шайо». Читаешь текст этой пьесы (последней из написанных Жироду) — и непонятно, как его сейчас вообще сыграть и произнести можно. Это не пьеса даже, а талантливая и многословная агитка образца 1942 года. Мифологических параллелей — и тех не сыщешь. С одной стороны действуют биржевой маклер, банкир, барон, президент акционерной компании. В общем, буржуи. С другой — городские низы. Судомойка, тряпичник, жонглер, уличный певец. «Рыцари наживы» готовы снести целый район Парижа, думая, что там обнаружена нефть. Романтики с парижских улиц им противостоят. Возглавляет борьбу графиня Орели, безумная из района Шайо. Вместе с безумицами из других районов она вершит суд над финансовыми воротилами (а в их лице над всем капиталистическим строем), а затем заманивает их в подземелье и навсегда там замуровывает, плотно закрыв за ними люк. По всем законам политкорректности маргиналы торжествуют, народ безумствует, а социальный мейнстрим спускают в канализацию. И при чем тут, спрашивается, Фоменко, а заодно и все мы, проживающие в России 2002 года, где от безумцев и маргиналов и без Жироду спасу нет? Тут придется сделать отступление и обратиться к такой туманной категории, как театральное волшебство. Вы не поверите, но спектакль про расчетливых буржуев и их не вполне вменяемых могильщиков смотришь с интересом, а местами и с наслаждением. Не с таким, конечно, с каким смотрел «Войну и мир» или «Одну абсолютно счастливую деревню» (шедевры Фоменко последних лет), но все же с наслаждением. Никакого обличительства здесь нет, политкорректности — тем более. Вопрошанием Достоевского, а стоит ли борьба за справедливость слезинки биржевого маклера, тоже не пахнет. Тут дело совсем в другом. Тут правит бал не социальный пафос, а всепроникающая театральность — то повеет кафе-шантаном, то гофманианой, то театром абсурда, то словно смотришь фильмы Марселя Карне. Cоциальное происхождение героев в этом представлении куда менее важно, чем правильно подобранный артистом костюм или умение грассировать и шепелявить. Помните, как в спектакле «Волки и овцы» Фоменко выпарил из Островского весь социальный пафос и обнаружил в сухом остатке одно лишь вдохновенное лицедейство? Вот и в «Безумной из Шайо» мир делится не на волков и овец, состоятельных прощелыг и честных бедняков, а на тех, кто актерствует, и тех, кто за этим наблюдает. Буржуи и представители городских низов похожи у Фоменко на артистов разных трупп — уличных комедиантов и лицедеев из бульварного театра, циркачей и мастеров гиньоля. У них даже площадки разные. Первый акт, в котором заправляют дельцы, играют на одной сцене, второй, где солируют безумицы и их подручные, — на другой. Вот биржевой игрок вдохновенно объясняет своим подельникам смысл какой-то финансовой пирамиды, а параллельно уличный актер жонглирует воображаемыми кольцами. Вроде каждый делает свое дело, а на самом деле соревнуются, кто из них виртуознее, кто кому нос утрет. В финале ясно понимаешь: «низы» сумели похоронить «верхи» просто потому, что актерски их переиграли. Квартет буржуев (Андрей Казаков, Алексей Колубков, Рустэм Юскаев и юркий, как мелкий бес, Олег Нирян), конечно, хорош, но квартет четырех безумных дам (Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Полина Кутепова и Наталья Курдюбова) еще лучше. А главное, после смерти ничего не изменилось. Что тот свет, что этот. Show must go on. Представление продолжается. А уличные музыканты все так же наигрывают кокетливую мелодию из «Прекрасной полячки». Смотришь «Безумную из Шайо» и думаешь: что это? Питерский Фоменко, увиденный глазами московского? Или никакой пропасти между двумя этими Фоменками вообще нет? Ведь и прежде, и теперь, и в жутковатой «Смерти Тарелкина», и в воздушных «Волках и овцах», и в спектаклях по Пушкину, и в постановках Жироду Фоменко поклонялся одному лишь кумиру — театру. В нем лишь видел спасение и отраду. В каждом homo sapiens пытался отыскать homo ludens, человека играющего. Он из тех, для кого вход в преисподнюю возможен лишь через прорезанный в подмостках люк, а дорога на небеса начинается там, где кончается зеркало сцены. Примерно в районе колосников.
Другие статьи- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмостках, Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомца, Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, «Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновидения, Елена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо», Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтью, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
|