|
Антон Красовский «Независимая газета», 4.04.2002 Старые клячиВ Театре Фоменко все сходят с умаНа фестивале «Золотая маска» аншлаг-аншлаг. Толпы опьяненных искусством граждан переливаются из помещения в помещение, с удивлением обнаруживая, что дорога от Екатеринбургского драматического до БДТ равна одному бутерброду с семгой. Московские премьеры, конечно, позабыты: еще чего, увидим и потом. Впрочем, есть исключение: к новому спектаклю Мастерской Фоменко это не относится. Петр Наумович все-таки — не какой-нибудь Ревмир Османский. «Безумная из Шайо» — последняя, предсмертная пьеса Жана Жироду, сумрачный необыкновенный рассказ, яркие женские образы. Казалось бы, то, что нужно для этого театра: немного смеха, трогательные жесты и целое море лирики. Вроде бы у каждой из фоменковских див тут свое слово, свой взгляд, своя игра, но? Есть одно обстоятельство, если и не перечеркивающее все напрочь, то по крайней мере заставляющее сомневаться. Обстоятельство это — возраст. Каждой из героинь Жироду — под семьдесят. Даже Плисецкая танцевала эту партию в парижском театре Пьера Кардена в 1992, кажется, году. Знатоки смогут сосчитать, сколько ей было тогда лет. А Тюниной, Джабраиловой, Кутеповой и Курдюбовой — около тридцати. Четыре десятилетия в уме, это, я вам скажу, не фантики лизать. Тут надо напрягаться. Они и напрягаются. Напрягаемся и мы, решая непростую задачку: а к чему вообще было браться за Жироду? Что сподвигло Фоменко на это решение: автоматический поиск пьесы на нескольких актрис или стремление кого-то опередить, научить как надо, поправить. Или возможно что-то еще — бог его знает. Так или иначе, сюжет картин таков: четыре полоумные, одинокие и горестные женщины собираются в какой-то полуподвальной конуре с целью преступного сговора. Они хотят погубить несчастных мужчин, что в порыве сатанинской самонадеянности ищут нефть в центре Парижа. Их — мужской — клуб именуется Объединенным банком парижских недр. И все бы ладненько, если бы не женщины, которых не устраивает, что в их родном городе, под их домами собираются бурить скважины. Что через их канализацию потекут не зловония, а черное золото. Что мир — этот суетный мир — управляется глупыми агрессивными самцами, только и желающими что воевать да тратить. Они заманивают несчастных в ловушку и хладнокровно оставляют там умирать голодной смертью. А пока гонимые сексистским патрицианством нефтедобытчики добираются до места казни, неуклюжие феминистки разговаривают с умершими собачками, любовниками, незнакомцами и даже одним президентом Франции. Что-то похожее снял однажды Эльдар Рязанов, не очень, кажется, удачно. Четыре женщины. Четыре главные роли. То есть три просто главные и одна главная очень-очень. Ее — эту самую безумную из Шайо — сыграла Галина Тюнина. Она сегодня, пожалуй, самая важная и даровитая артистка Мастерской. У нее свое амплуа — эдакая очень взрослая решительная тетка, все-все знающая, все пережившая. Во время репетиций Тюнина старается поменьше есть, ссылаясь на то, что пища занимает внутри слишком много места и мутит сознание. Читает Манна, чтит иконописцев. Настоящая большая актриса. В «Войне и мире», спектакле, номинированном на «Золотую маску» по нескольким номинациям, она лучшая из лучших. Ее Шерер смешна и долгожданна, а Мари убедительна и убеждена. И если жюри вдруг решит эту самую «Маску» дать не Тюниной, а какой-то другой даме, хуже будет только жюри. В историческом контексте, разумеется. Здесь — в «Безумной» — Тюнина, конечно, очень кстати. Более того — кто, если не она? Кто еще мог бы так убедительно шипеть в канализационный люк и так трогательно искать потерянную еще в детстве коробочку с готическими окошками или позолоченный наперсток? На ком бы еще так элегантно смотрелся убеленный сединами парик и длинное глупейшее боа? Нет кандидатур, для этой роли Тюнина — идеал. Вопрос в другом: а так ли нужна была эта роль ей и этот спектакль — Мастерской. Так ли современен вроде бы современный Жироду и так ли близок он — со всеми его странностями — Петру Наумовичу? Так ли отчетливо ставятся здесь вопросы жизни и смерти и так ли охотно на них отвечает зритель? Не знаю — время покажет.
Другие статьи- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмостках, Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомца, Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, «Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновидения, Елена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо», Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтью, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Энергоносители, Елена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализма, Виктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителей, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера, «Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снится, Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки, «Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинул, Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумиц, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской», Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячи, Антон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из Шайо, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумия, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
|