In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Виктория Никифорова
«Русский телеграф», 25.06.1998

Между замыслом и смыслом

Новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» был нещадно раскритикован прессой. А зря

«Чичиков. Мертвые души, том второй» в постановке Фоменко — это вопиющий разлад между замыслом и результатом. Однако в разломе между ними обретается немало занятных смыслов и неожиданных находок. Режиссер упорно тянет спектакль к сияющим высотам сверхидеи, а актеры тихо-незаметно его работу разрушают — ловко плутуют интонациями, подменяют метафизику психологией, бытие — бытом, вытаскивают из рукава козырной букет наработанных приемов и легко облапошивают публику. Зритель уходит в уверенности, что видел культурный спектакль на хрестоматийный сюжет — без лишних претензий и попыток обобщения. 
Между тем Фоменко явно замахивался на большее. Отправляя Чичикова в его последние странствия, в конце которых маячит миниатюрный Страшный Суд, выводя на сцену автора — томная Галина Тюнина в белых одеждах — и искусителя — демоничный Карэн Бадалов с ног до головы в черном, постановщик проявил идейную агрессивность, раньше ему совершенно не свойственную. Деловую активность своего героя он попытался осмыслить метафизически. Ненавязчивой актуальности сюжета предпочел вопросы вечности. Поместил Чичикова между ангелом и бесом и решил посмотреть, что из этого выйдет.
К счастью — иначе нам пришлось бы смотреть образцово логичный и скучный спектакль, — у него не вышло ничего. Против Фоменко начали работать его собственные приемы. Он ведь привык внимательно вслушиваться в разноголосое бормотание текста, давая высказаться любому персонажу, мелькнувшему на полях рукописи, озвучивая любую словесную завитушку. Этот старый, давно испытанный им способ деконструкции, примененный к предсмертному бреду гоголевской прозы, позволяет добиться совершенно неожиданного эффекта. Текст лепечет что-то свое, неподвластный расшифровке, недоступный морали и смыслу, ускользающий от клещей оппозиций «черное — белое», «добро — зло». Все-таки Фоменко самый демократичный режиссер постсоветского театра, и авторитарное высказывание не дается ему как жанр. Его мессианские порывы обречены — сама природа его творчества противится идейности. Но самые главные трудности подстерегают его в сфере тонких актерских чувств, той, где он всегда был царь и бог.
Юрий Степанов — неразумное дитя человеческое, наивное до глупости и хитрое как змей-искуситель — киксует один-единственный раз. И происходит это в сцене покаяния Чичикова. Добравшись до этого проклятого места, он теряет весь кураж и вместе со своим героем погружается в пучину ничтожества. Кажется, он искренне не понимает, что ему здесь играть — то ли истинное обращение, то ли очередную сцену вранья а-ля Тартюф, и ненаигранная растерянность туманит его лунообразное лицо.
Его партнеры решают подобные проблемы совсем просто, превращая самых завзятых положительных героев в каких-то стивенкинговских монстров. Стоит Андрею Приходько выйти на сцену и покоситься в зал, как мы понимаем, что его откупщик Муразов не только нажил свой капитал по Марксу — исключительно неправедным путем, — но в свободное от бизнеса время непременно растлевал младенцев и лущил старушек. Худосочный ангел Князь, сыгранный Кириллом Пироговым, неприлично молод, истеричен и глуповат. Николай Васильевич Гоголь в исполнении Галины Тюниной смотрится вообще, прости господи, декадентом каким-то.
Актерам странно и скучно играть «высокое». А нам неловко «про это» смотреть. И в результате тайного сговора между залом и сценой мы присутствуем при симпатичном действе в лучших традициях «Мастерской» — единственного московского театра, где можно просветиться, не заскучав. И не заподозрив Петра Фоменко в намерении создать нечто философическое.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100