In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александр Соколянский
«Неделя», 1.06.1998

Чичиков не поддается исправлению

Мастерская Петра Фоменко выпустила наконец широкоформатный спектакль: инсценировку второго тома гоголевских «Мертвых душ». Спектакль неожиданно резок и жесток в выводах. Может показаться, что режиссер, доблестно хранивший верность авторскому стилю и авторским задачам в своих предыдущих постановках, ныне поступился принципами. Может показаться, что внутренний сюжет «Чичикова» развивается наперекор творческим намерениям Гоголя, что спектакль спорит с поэмой. Всем или почти всем известно, что во 2-м томе «Мертвых душ» должно было состояться нравственное перерождение Павла Ивановича Чичикова, что герой должен был убедиться на живых примерах: честный труд доходнее самых хитроумных афер — не говоря уж о том, что он облагораживает душу и способствует процветанию общества. «Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влиянье и на других», — говорит себе Чичиков. «И самое лицо Чичикова стало как бы становиться лучше от этих мыслей. Так уже одно помышление о законном ? /нрзб./ облагораживает человека», — наставительно пишет Гоголь. Он посвящает вторую часть своей поэмы колебаниям героя между злом и добром: с тем, чтобы потом — в третьей, самой важной части — описать картину всеобщего восхождения к добру, свету и справедливости. И, конечно же, образумить Россию: когда страна прочтет все три тома «Мертвых душ», жизнь в ней потечет как по-писаному.
Это — логика текста. Но душевная жизнь автора — который сжег, согласно легенде, 2-й том и не написал ни одной предварительной заметки для 3-го — явно не совпадает с твердой, ясной и благонамеренной логикой. Спектакль Петра Фоменко — не столько спор, сколько вопрос: кому верить? Рукописи или автору, ее уничтожающему? Утопическому морализму Гоголя или его художественному вкусу?
Если вам не доводилось читать сохранившиеся главы 2-го тома, стыдиться нечего и печалиться не о чем: это довольно вымученная и нескладная книга. Авторский гений дает в ней знать о себе лишь проблесками — преимущественно тогда, когда Гоголь забывает о своих возвышенных намерениях. Чем добродетельней персонажи — помещик Костанжогло, откупщик Муразов, — тем они бледнее, и автор ничего с этим не может поделать.
Театр — может.
Понимая, что писательский дар и нравственная задача Гоголя решительно разошлись, Петр Фоменко доверился дару. Если рачительный помещик-миллионер Костанжогло (Тагир Рахимов) явно фальшив как образец рачительности и благоразумия — значит, на самом деле он вряд ли многим лучше Собакевича, тоже, между прочим, хорошего хозяина. Если Чичиков (Юрий Степанов) перевоспитывается с такими же патетическими ужимками, с какими век спустя будут «перековываться» малосознательные комсомольцы в скрипучей советской прозе, — значит на самом деле он останется таким же пройдохой и «приобретателем», каким был с самого начала.
Если 2-й том «Мертвых душ» написан плохо — значит Гоголь обессилел: таким его и играет Галина Тюнина: изможденным до крайности, теряющим власть над собственными героями.
Как играет — надо увидеть. Право же: надо.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100