In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Столица, № 11», 1998

Пока живут на свете дураки?

Название нового спектакля Петра Фоменко интригует чрезвычайно и вызывает мучительный вопрос — что же еще сотворили с многострадальным Гоголем? Сразу хочу успокоить радетелей неискаженной авангардными веяниями российской словесности — писателя не обидели, не перекроили и не переписали. Авторы спектакля представили второй том «Мертвых душ», восстановив утраченные для потомков страницы. Спектакль созвучен Гоголю. И все же?
Поэму о России Гоголь писал в Италии, быть может, потому получилось оптимистично. Фоменко и Евсеев творили на родине, где по-прежнему живы-здоровы основные национальные беды — дороги и дураки. Безнадежную затею вывести на сцену российское бездорожье постановщики мудро оставили в стороне. А вот дураки в спектакле просто восхитительны. Чичиков (Юрий Степанов) сам шалеет от столь великолепной дури. Дураки все. Помещики, их жены и дочери, кокетливо демонстрирующие роскошные туалеты. Чиновники, продажные или просто ленивые. Добросовестные эти дураки путаются в ими самими созданных бюрократических рамках (на сцене рамки деревянные и весьма материальные). Соблазнительно жующие или лицемерно рыдающие над собственной ничтожностью идиоты начисто затмевают блеклых положительных персонажей, которых постановщики, судя по всему, и не собирались щадить.
Есть, правда, неглупая богачка-богомолка, но она не в счет, потому что очень быстро умирает. И единственный умный Чичиков в одиночестве ходит кругами и думает, как же ему жить дальше. А тут дурак-трудоголик Костанжогло бросает гениальную мысль, что «всякая дрянь дает доход». Чичиков и после тюрьмы строит криминальные планы, подстрекаемый изысканным Лукавым (блестящая роль Карэна Бадалова). «Как слаб человек! Как силен лукавый!» — ужасается несбыточности своих иллюзий Сочинитель. А противопоставить-то Лукавому нечего — разве что фразу Костанжогло: «Умри, скотина, на работе!» Или Муразова, патологически честного миллионщика (придумать сей казус мог только в Италии больной русский). Нечего сказать Сочинителю. Он разочарован и бессилен. Он сжигает обнадеживающую грядущие поколения россиян рукопись — спокойно, красиво и без пафоса. Да и сам спектакль безумно красив в своей черно-белой графичности. Он (слава Богу!) не апеллирует к духовности и не призывает Русь дать немедленный и проблематичный ответ. Просто напутствует Родину «Попутной песней» Глинки. Несись, родимая? Кривая или Авось куда-нибудь да вывезут.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100