In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Столица, № 11», 1998

Пока живут на свете дураки?

Название нового спектакля Петра Фоменко интригует чрезвычайно и вызывает мучительный вопрос — что же еще сотворили с многострадальным Гоголем? Сразу хочу успокоить радетелей неискаженной авангардными веяниями российской словесности — писателя не обидели, не перекроили и не переписали. Авторы спектакля представили второй том «Мертвых душ», восстановив утраченные для потомков страницы. Спектакль созвучен Гоголю. И все же?
Поэму о России Гоголь писал в Италии, быть может, потому получилось оптимистично. Фоменко и Евсеев творили на родине, где по-прежнему живы-здоровы основные национальные беды — дороги и дураки. Безнадежную затею вывести на сцену российское бездорожье постановщики мудро оставили в стороне. А вот дураки в спектакле просто восхитительны. Чичиков (Юрий Степанов) сам шалеет от столь великолепной дури. Дураки все. Помещики, их жены и дочери, кокетливо демонстрирующие роскошные туалеты. Чиновники, продажные или просто ленивые. Добросовестные эти дураки путаются в ими самими созданных бюрократических рамках (на сцене рамки деревянные и весьма материальные). Соблазнительно жующие или лицемерно рыдающие над собственной ничтожностью идиоты начисто затмевают блеклых положительных персонажей, которых постановщики, судя по всему, и не собирались щадить.
Есть, правда, неглупая богачка-богомолка, но она не в счет, потому что очень быстро умирает. И единственный умный Чичиков в одиночестве ходит кругами и думает, как же ему жить дальше. А тут дурак-трудоголик Костанжогло бросает гениальную мысль, что «всякая дрянь дает доход». Чичиков и после тюрьмы строит криминальные планы, подстрекаемый изысканным Лукавым (блестящая роль Карэна Бадалова). «Как слаб человек! Как силен лукавый!» — ужасается несбыточности своих иллюзий Сочинитель. А противопоставить-то Лукавому нечего — разве что фразу Костанжогло: «Умри, скотина, на работе!» Или Муразова, патологически честного миллионщика (придумать сей казус мог только в Италии больной русский). Нечего сказать Сочинителю. Он разочарован и бессилен. Он сжигает обнадеживающую грядущие поколения россиян рукопись — спокойно, красиво и без пафоса. Да и сам спектакль безумно красив в своей черно-белой графичности. Он (слава Богу!) не апеллирует к духовности и не призывает Русь дать немедленный и проблематичный ответ. Просто напутствует Родину «Попутной песней» Глинки. Несись, родимая? Кривая или Авось куда-нибудь да вывезут.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100