In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Филиппов
«Известия», 1998

Черт с нами?

Самый достойный провал сезона

О театральной неудаче писать легко: можно, не утруждая себя размышлениями, обойтись легким юмором и легким пафосом. Приятно думать, что ты умнее тех, кто работал над постановкой; это передается читателю, и он тоже получает свою долю удовольствия. Разделаться подобным образом со спектаклем Мастерской П. Фоменко «Чичиков» было бы верхом профессиональной безответственности.
Это действительно неудача — откровенная, бьющая в глаза. Затянутый, скучный, нерешенный спектакль — действие путается, стоящий за ним смысл плывет. Петра Фоменко всегда отличало совершенное чувство авторского текста, и его работы не нуждались в жестких режиссерских решениях — образ писателя, времени, произведения возникал в них непостижимым для аналитиков образом. Фоменко ворожил вместе с автором, режиссер был растворен в тексте, и все его постановочные находки полностью отвечали духу произведения. Таков он и здесь, но результат получается обратный ожидаемому.
Фоменко перенес на сцену второй том «Мертвых душ»: горящий любовью к отчизне генерал-губернатор, благородный откупщик Муразов, наичестнейшими методами заработавший сорок миллионов, идеальный помещик Костанжогло обрели плоть и кровь. Теперь понятно, почему Гоголь сжег вторую часть книги: он увидел своих положительных героев и понял, что Россия не грустна, а чудовищна. С персонажами спектакля произошла странная вещь — по сравнению с кувшинными рылами, солдафонами, плутами и обжиралами праведники производят чудовищное впечатление, святой человек Муразов пугает больше снующего по сцене черта.
Черт вездесущ: он толкает под руку Гоголя, и он же сбивает с пути истинного раскаявшегося было Чичикова. Его подручный оборачивается и помощником нотариуса, и чиновником, водящим за нос чистого душой губернатора; черт лезет в любую щель, но праведник все же страшнее. И черт, и Чичиков понятны — один зарабатывает копейку на мертвых душах, другой делает бизнес на душах человеческих. Праведников же воодушевляет головной, противостоящий живой жизни пафос, с ее мерзостями они предполагают покончить при помощи Евангелия и военного суда. Сегодняшнему зрителю (как, впрочем, и Гоголю) ясно, что это дело безнадежное — генерал-губернатор с Муразовым наломают дров и пройдут, а Чичиков и черт останутся. Праведник мертв, а черт жив: таков объективный смысл и пьесы, и постановки. Гоголь его не принял, а вслед за ним — и Фоменко. Сместив кое-какие акценты, он мог бы поставить спектакль о вечной, фатальной мерзости русской жизни — то-то был бы эффектный постановочный ход! Но Фоменко вслушивается в автора, идет вслед за Гоголем — ему важно понять, почувствовать, воплотить в действии логику его мысли и чувства, ему нужно разобраться, что происходит с Чичиковым и с нами?
И он терпит крах, споткнувшись там же, где Гоголь, — а все остальное, ей богу, вторично.
Спектакль нечетко выстроен: понятно, почему Карэн Бадалов играет и черта, и недалеко ушедшего от него юрисконсульта, но почему он выходит в роли безобидного портного, остается неясным. Галина Тюнина исполняет роли Сочинителя и богомольной старухи Ханасаровой; Мадлен Джабраилова — ее воспитанницы, вечно пьяной ключницы, двух помещиц? И всюду дает один и тот же типаж. Это мир-перевертыш, мир-зазеркалье: черт отражается в стряпчем, чиновник — в разбойничке? Но полярность образов не соблюдена, прием не доведен до конца: все свелось к тому, что каждый из исполнителей играет по нескольку ролей — для такого мастера, как Фоменко, промах неожиданный.
Большинство актеров здесь не слишком хороши: у каждого из «фоменок» появились свои штампы, и они используют их вовсю — а могло ли быть иначе, если они не уверены в том, что делают?
Замечателен Чичиков Юрия Степанова, хитроватый и простоватый, трогательный в своем наивном бесстыдстве, но спектакль это не спасает. Впрочем, неудача неудаче рознь: провал, ставший следствием заведомо невыполнимой задачи, которую поставил себе художник, делает ему большую честь.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100