In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ямпольская
«Новые Известия», 8.05.1998

«Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»

Премьеру в Мастерской Петра Фоменко ждали долго. Предвкушать, предполагать и строить догадки начали загодя. Еще бы - ставил, в кои-то веки, сам Мастер, да кого — Гоголя, да какую вещь — обугленный, смутный и трудночитаемый второй том «Мертвых душ»? Ох эта железная театральная примета: ничего не надо ожидать слишком страстно, — с каким глумливым упорством она сбывается?
«Чичиков» напоминает сразу о многом. По художественному решению — о последнем спектакле Петра Фоменко, «Пиковой даме» в Вахтанговском. Этого, впрочем, режиссер и не скрывает, охотно и открыто цитируя самого себя с тем же правом, с каким в текст, отжатый из второго тома, на самом деле вкраплены значительные куски из первого. Чичиков откровенно намекает на Германна, богатая старуха Ханасарова соответственно — графиня, и не просто графиня, а сыгранная Максаковой? По атмосфере похоже на Сухово-Кобылина. Даже самые напряженные моменты действия отчетливо отдают «Делом» или «Смертью Тарелкина». Дух Гоголя, несмотря на его физическое присутствие на сцене в облике Галины Тюниной, в «Чичикове» практически не ощущается. То есть его там еще меньше, нежели в злополучном втором томе, где признаки авторства вообще не слишком ярко выражены.
Итак, есть Сочинитель — достаточно длинноносый, но чрезмерно изящный, с коротким каре и в широком белом плаще в стиле унисекс. Есть его герой, собственно Чичиков, в исполнении Юрия Степанова, упитанный по определению и вялый по неясным причинам, возможно, просто подустал еще в первом томе. И есть, наконец, Лукавый, не к ночи будь читаемы вами эти строки? Кстати, именно оттого, что Лукавого и Юрисконсульта играет один и тот же актер — Карэн Бадалов, причем играет хорошо, и возникает столь сильный эффект сухово-кобылинской драматургии. Надо, однако, сказать, что задачи Лукавого на сцене довольно формальны, он пугает, а нам не страшно, и кажется, что вставлен он в афишу из приличия: мол, и у нас, как у людей, — где Гоголь, там и черт.
Если Гоголь не смешон — это странно, если Гоголь не страшен — это не Гоголь. По обоим этим показателям первый акт «Чичикова» просто провален. Практически все актеры, за исключением Бадалова и мило кривляющихся девушек, ходят, сидят, говорят в высшей степени обыкновенно, буднично, бытово и скучно. При этом спектакль очень длинный и очень темный, в зале — хоть глаз выколи? Второй акт явно сильнее: и смех в зале периодически раздается, и жуть, пусть не совсем гоголевская, концентрируется в воздухе погуще, и цель и смысл, безусловно, высокие, проясняются.
Как всегда у Фоменко, фантазии в спектакле в избытке. Например, саквояж Павла Ивановича сделан в форме маленького гробика. И когда схваченный стражами правосудия Чичиков отчаянно вопит: «Шкатулка, шкатулка!..», кажется, будто беспризорный мертвец ищет себе домовину или блудная душа — упокоения? Из остроумных решений стоит упомянуть еще кресло, мгновенно трансформирующееся в коляску с поднятым верхом, и впечатление движущегося поезда. Герой словно перемещается из вагона в вагон, а вслед ему отбивают на стыках колеса: «Чи-чи-ков, Чи-чи-ков, Чи-чи-ков?». Правда, и здесь вместо Гоголя на ум приходит Пелевин?
Галина Тюнина в роли Сочинителя — тоже, конечно, эффектно, хотя и не более того. Острой потребности в ее присутствии на сцене нет. Пожалуй, только в финальной сцене женственность Гоголя оправданна и трогательна: по-матерински прижимает он (она) к груди странное свое детище, несчастного пупса в цилиндре и во фраке, с бессмысленным младенческим взором, заслоняя его от праведных и неправедных гонителей. Второй том задумывался как возмездие Чичикову, вероятно, в том смысле, что возмездие — это всегда великая милость. Кто наказан, тот прощен. Кто прощен, тот успокоен. Интересная вещица для страны неупокоенных мертвецов?
Таскать из огня рукописи, как каштаны, — давно знакомый соблазн. При этом право творцов самостоятельно распоряжаться судьбой написанного как-то и не обсуждается. Принято считать, что ошибались они, когда сжигали, а не когда писали. Фоменко обжег пальцы там же, где сломался автор. На тягостном, вымученном и безвдохновенном соитии религиозной патетики и социального обличения. Точка, в которой эти параллели должны сойтись, — извечный больной вопрос о начале большого капитала, о праведности первой копейки будущих миллионов, о чистоте медного гроша, положенного в основание золотых гор. Морализаторство для искусства вообще вещь губительная, для театрального — в особенности. Фоменко как настоящий Мастер не знать об этом не мог, и значит, выбрал неблагодарное поприще сознательно и был искренен до конца. По мысли спектакль ясен, читаем, благороден и высок, но, Бог мой, как мало, оказывается, значит мысль в живом и грубоватом театральном мире?
«Никто не в силах вынести столь страшной тоски этого рокового переходного времени?» — значится на программке «Чичикова». Понятно, что роковому и переходному, не тому, а нынешнему бросается вызов. Понятно, что его пытаются если не художественно освоить, то хотя бы осмыслить, обозвать конкретным именем. А время не дается. Оно натягивает нос — тем длиннее, чем более серьезно и пафосно за него берутся. В итоге вся социальная сторона свелась, как это обычно и бывает, к «продаже» эффектных цитат. «Я почему спокоен? Потому что знаю: пусть только дела мои пойдут похуже, да я всех впутаю в свое — и губернатора, и вице-губернатора, и полицеймейстера, и казначея, — всех запутаю. Я знаю все их обстоятельства: и кто на кого сердится, и кто на кого дуется, и кто кого хочет упечь. Там, пожалуй, пусть их выпутываются, да покуда они выпутаются, другие успеют нажиться?» — не этой ли уверенностью живы и наши многочисленные лукавые юрисконсульты?..


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100