In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Хохрякова
«Культура», 1998

Юрий Степанов: Поймал кайф — ради этого стоит жить

Юрий Степанов — актер Мастерской Петра Фоменко, снискавший на театральном поприще зрительскую любовь и признание профи. С недавних пор о нем заговорили киноведы и киноманы. Началась карьера в кино, пожалуй, с фильма В. Абдрашитова «Время танцора».

— Разговаривая вчера по телефону с вами, я была поражена степенью усталости, присутствовавшей в вашем голосе. И ужаснулась: а вдруг это состояние вызвано спектаклем?
— Иногда я возвращался домой после спектакля «Чичиков» в таком состоянии, что не мог ни с кем разговаривать. Это первая, наверное, для меня работа, ставшая такой тяжелой как физически, так и духовно. Мы год репетировали этот спектакль.
Режиссер знает больше, чем актер, начиная какую-то работу. Многого из того, что мне объясняли, я не понимал и часто задавался вопросом: «А зачем?» Зачем делать так, а не иначе? В результате бесконечно спорил с режиссером на репетиции, Хотя работа в конечном итоге разряжает любой конфликт. Кроме того, для меня так и не снят окончательно один вопрос. Что ведь получается: жил писатель, он написал много хороших книг. Но последнее свое произведение, я имею в виду II том «Мертвых душ», в силу разных причин не захотел показывать читателям и бросил в огонь. Имели ли мы право извлекать его на свет божий? Разве мало иных произведений Гоголя?
— А стоит ли вообще сегодня заниматься актерским делом? Затраты огромны, а получаешь сущие гроши за изматывающий, в общем, труд.
— Все театральные актеры — альтруисты. Кино только и спасает финансовое положение. Но в нашем театре не очень-то приветствуют, когда актер снимается. В любой момент могут назначить незапланированную репетицию, и все твои планы полетят в никуда.
Мы только и слышим о том, что нужно театру отдавать жизнь. Это очень высокие слова. Жизнь отдавали за Родину из патриотических побуждений. А как отдавать ее театру? Я и так им живу. Не торгую в Лужниках, не занимаюсь извозом на автомобиле. В моем дипломе записано: «Актер театра и кино». Это — профессия, как профессия слесаря, шофера. Вот я и зарабатываю только своей профессией себе на хлеб и больше ничем.
Я занимался одно время бизнесом. И мог сочетать два разных занятия до поры до времени. Но в какой-то момент почувствовал, что стало невозможно разговаривать на одном языке днем, а вечером говорить словами Гоголя и Островского. Пришлось выбирать.
Жить трудно. У меня нет своего жилья. Театр снимает моей семье квартиру. Куда идти и кого просить, чтобы как-то разрешить свои жилищные проблемы, я не знаю. Много мыслей в связи со всем этим появлялось в моей голове. Вплоть до того, что все оставить и уехать в Иркутск. Там начать свое дело.
— Видите ли вы свои актерские перспективы в театре и кино?
— Перспектива для меня заключена в работе с любимым режиссером. В идеале спектакль — ступенька вверх, может быть, вбок, но никак не вниз. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы это было так. Ты делаешь работу и чувствуешь, что чуть-чуть шагнул вперед, и этот новый багаж привносишь в следующий спектакль.
— После небольшой роли в картине Данелия «Орел и решка» и одной из главных во «Времени танцора» у Абдрашитова последовали ли иные? Или цепная реакция в кинематографе ныне нереальна?
— Я снялся в фильме Владимира Грамматикова «Привет от Чарли-трубача». Сценарий этот, между прочим, написан Данелия. Он и провел меня в картину. Там у меня небольшая роль телохранителя Гоши.
Осталось озвучить картину Владимира Фокина «Дом для богатых». Роль опять-таки небольшая, но очень интересная. Собственно, это четыре появления героя в разные времена начиная с дореволюционных дней. Человек по имени Серафим Пухов вначале в облике слуги, потом — сторожа, управдома и телохранителя представляет один род, разные его поколения. 
Режиссеры могут быть самыми распрекрасными, но один из них ходит смотреть артиста, а другому актера приводят и говорят: «Вот он». Прежде чем взять меня на роль во «Время танцора» Вадим Абдрашитов посмотрел все мои спектакли. Я считаю его своим крестным папой в кино. Он меня научил всему. Тот первый опыт в «Орле и решке» был очень приятным. Состоялось знакомство с камерой. Передо мной стоял Данелия, а я думал: «Боже мой, неужели это он». Играть в паре с Говорухиным — тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто — в Москву только-только приехал, студент. У Абдрашитова была уже подробная профессиональная работа. Да и роль — одна из главных. Мне даже неважно было, каким будет фильм. Если бы мне дали сто плетей и сызнова велели все повторить, я принял бы это с благодарностью и вновь начал все сначала. Я знал, что набираюсь профессионального умения, что мне там с щедростью отдавали то, чем сами владели. И это касалось не только ремесла как такового. Ко мне относились как к сыну, как к человеку, который нужен. А актеру всегда приятно осознавать свою необходимость.
— А могло бы кино стать для вас чем-то более основополагающим в жизни?
— Кино — заразная вещь. Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», — думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком — это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица.
— Юра, а начиналось все для вас в Иркутске?
— Я родился в Черемхово, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Когда был маленьким, моего отца перевели в местечко под названием Тайтурка, что означает «оседлать коня». Закончил там школу и поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. А родители хотели, чтобы стал я охотоведом. Отец мой был директором большого совхоза, надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут. Тем не менее, когда я стал студентом театрального училища, отец сказал: «Хорошо, учись. Деньгами помогу». Но вот я окончил его с красным дипломом, папа мой спросил: «Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом». Я же решил ехать в Москву. И отправился поступать к Петру Фоменко. Теперь вот думаю, что не попади я в ГИТИСе к той команде учителей, в которой я оказался, театр меня просто бы убил. Конечно же, я бы выжил физически, но душу мою он бы умертвил. Молодой актер — это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься.
С первого курса нам прививалось умение прощать, умение терпеть, по возможности не терять чувства любви друг к другу. Конечно, возникают сложности и проблемы, тем более что театр наш — не автономное государство. Мы все живем в обществе, которое полно всевозможных, соблазнов.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100