In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Львова
«Вечерний клуб», 3.10.2002

Игра в Клеопатру

В Москве появился еще один спектакль, на который невозможно попасть. И он снова вышел в «Мастерской Фоменко». Первые показы «Египетских ночей» прошли тихо-тихо, в июльские дни семидесятилетнего юбилея Петра Наумовича. Теперь — официальная премьера, а на днях театр уезжает на долгие, почти трехмесячные гастроли, сначала во Францию и Испанию, затем в Японию. Немногие счастливцы, уже успевшие увидеть «опыт театрального сочинения» — так определен жанр «Египетских ночей» — могут рассказывать-хвастаться знакомым, остальным остается дожидаться возвращения труппы на родину и заранее заказывать билеты. Уверяю вас, того стоит. 

К этому представлению можно придумать массу эпитетов: изящный, изощренный, ироничный, изысканный. Можно пересказать каждый эпизод в отдельности: озорная девчонка, играющая в царицу Клеопатру, влезает на две стопки книг, неловко шагает на них — получаются античные котурны; чопорные светские дамы внезапно расстегивают лифы своих шуршащих платьев, выскальзывают из неимоверно широких кринолинов, будто цыплята вылупляются. Можно подвести сложную теоретическую основу — проанализировать, откуда у режиссера Фоменко взялся такой взгляд на Пушкина, такие игриво-семейные и при этом уважительные взаимоотношения с его произведениями. Можно также долго и восторженно рассуждать про актеров, про то, как им удается быть такими неожиданно новыми и снова столь завораживающе узнаваемыми? Но вряд ли что-либо из этого в хоть сколько-нибудь полной мере передаст зрительское ощущение от спектакля, объяснит, откуда взялась эта легкость, воздушность, и вместе с тем насыщенность сценического текста, сценической жизни.
«Египетские ночи» Мастерской сочинены из кусочков пушкинского текста — из повести, отрывков, набросков, стихотворений, неоконченной поэмы; из пушкинских персонажей, пушкинского духа и — фрагментов поэмы Валерия Брюсова. Соткан эфемерный сюжет: театр будто импровизирует на тему светского общества из пушкинских произведений, которое в свою очередь импровизирует на тему пушкинско-брюсовской Клеопатры. Актеры играючи превращаются из одного героя в другого, то резко, без оглядки — сбрасывая платья, распуская волосы, то демонстративно неторопливо и будто «понарошку». Дирижирует всем этим Импровизатор (Карэн Бадалов) — загадочный итальянец, прибывший в Россию на заработки. Его таинственный поэтический дар пробуждает к жизни игру в Клеопатру.
Некрасивая Графиня К. (Полина Агуреева) вместе с платьем освободившись от облика дамы, оборачивается юрким бесенком, «Такой дрянью». Так поэт Чарский (Андрей Щенников) называет свое вдохновение, «Дрянь»-муза подставляет корсаж под поэтическое перо — чернильница. Эффектная Наталья Курдюбова — новобранец Мастерской — из светской львицы Княгини D. преображается в змееподобную «Молву». У новой актрисы театра чудесный голос с густой бархатной оттяжечкой, инфернально яркая внешность, по-цирковому гибкое тело. Полная противоположность ей — звенящая и хрупкая, фарфоровая Полина Кутепова — скучающая вдовушка Вольская, которая со страстью принимает на себя роль египетской царицы, продающей ночь своей любви за жизнь любовника. Женщины Мастерской с легкостью предстают обольстительными и поразительно не боятся показаться некрасивыми.
История Клеопатры рассказана словами поэмы Брюсова — иллюстративными, пышными строфами. Режиссер вместе с актерами будто забавляются, сочиняя эпизоды с храпящим любовником или любовником умничающим, малейшие пробежки или диалоги героев, внезапные арии или пируэты. В этих забавах — легкомысленное остроумие, неожиданное нанизывание ассоциаций, высокое целомудрие и утонченная игра в развращенность. А все вместе — немыслимо красиво и радостно.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100