|
Ирина Корнеева «Время МН», 25.09.2002 Светлы «Египетские ночи»Петр Фоменко в своей «Мастерской» поставил еще один шедевр.Дата официальной премьеры спектакля — 23 сентября. Но это фальсификация: первые прогоны «Египетских ночей» со зрителем шли еще летом, когда без лишней шумихи и в узком кругу Петр Наумович Фоменко праздновал семидесятилетие. Посему спектакль можно считать подарком режиссера не только всем нам, но и самому себе. Избранные счастливцы даже с первых прогонов «Ночей» выносили впечатление — божественно. Они были недалеки от истины. Ах, Пушкин, Пушкин, то и дело вздыхают по ходу спектакля актеры. С Пушкиным там обращаются, как с соседом по даче: действие закольцовано посиделками в загородном доме княгини D. Литературно-музыкальной композицией язык не поворачивается их назвать, хотя по сути это она и есть. Во-первых, это пример блестящего монтажа, как из сцен, этюдов, эпизодов собрать законченный спектакль с фабулой, обворожительной завязкой, финалом, достойным трагизма «Отелло». (В композицию включены повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», стихотворения разных лет, фрагменты поэмы Брюсова «Египетские ночи», музыка Паганини, Россини, Листа.) Во-вторых, демонстрация блестящего юмора компиляции. (Один из любовников Клеопатры сползает со смертного для него ложа после бурной ночи со словами «Пора, мой друг, пора», — шутки можно продолжать, но в газете не нарисуешь выражения лица, с которым их проделывают «фоменки».) В-третьих, пример спектакля совершенной формы (два с половиной часа без антракта на одном дыхании, тогда как у большинства коллег Фоменко оно сбивается уже на пятой минуте), безупречной игры. Рассыпать комплименты хочется буквально каждому, потому как состояние блаженного восторга, в которое повергает спектакль Фоменко, дорогого стоит. Это общее впечатление, а какие детали! Как дирижируют Наталья Курбюдова и Полина Агуреева сочинением стиха, борясь за право стать музой поэта? Как Карэн Бадалов — итальянский импровизатор в «Египетских ночах» и Паганини в одном лице, играет невыразимое жестами — природу творчества, и как он бегает в порывах вдохновенья по перилам, чуть ли не по головам? Как Полина Кутепова — Клеопатра — из заложницы собственной скуки превращается в заложницу продажной любви? Юношей Фоменко раздел по пояс. Девушек в очередной раз заставил почувствовать себя клеопатрами. Итак, на вечере у княгини D «фоменки» обсуждают, что Клеопатра торговала своей красотой, что многие заплатили за ее ночь ценой своей жизни, и что делала Клеопатра ночью с любовниками, которые не пожалели жизнь за ее ласки. По условию Клеопатры их казнили наутро. В первую ночь ее любовь познал воин. Во вторую — поэт. В третью — неизвестный истории юноша, совсем дитя, уговаривавший царицу бежать с ним ради чистой и светлой любви? Жизнь такое сокровище, что ее ценой и счастья нельзя купить, или не такое? Вот вам и тема для размышления. И вообще любовь дороже жизни или дешевле? «А что вы думаете об условии Клеопатры?» — обратятся в конце к зрителю. «Бона сера, синьоры», — пропоет Карэн Бадалов и станет опять по головам пробираться к выходу. Его примеру следовать не спешат. Сожалеют, что египетских ночей у Фоменко всего три, а не тысяча и одна.
Другие статьи- Улыбка Фауста, Алена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Чертог сиял, Глеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludens, Ольга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночи, Елена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем Александра, Марина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в Клеопатру, Мария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным, «Итоги», 1.10.2002
- Условие Клеопатры, Елена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольте, Виктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет?, Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь?, Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновения, Наталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплав, Александр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи», Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора Пиндемонти, Алена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи», Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночь, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с Клеопатрой, Наталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовь, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Кумир для сердца, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко., Григорий Заславский
|