In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Итоги», 1.10.2002

Прогулки с Пушкиным

В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Египетские ночи» по произведениям Пушкина и Брюсова

О спектаклях Петра Фоменко давно уже тянет писать возвышенно и пафосно, а между тем внешне они совершенно просты и бесхитростны. В этой простоте, однако, и есть главная тайна фоменковских сочинений. Так иногда фокусник показывает свой фокус и вдруг сообщает, что сейчас он снова повторит его, чтобы все поняли, в чем тут секрет. Доверчивая публика открывает пошире глаза, стараясь не пропустить ни мгновения. Фокусник держит слово, показывает свои чудеса медленно, а потом абсолютно серьезно спрашивает: ну, теперь понятно? И все смеются, радуясь тому, что их одурачили.
И даже критики, по долгу службы обязанные разгадывать профессиональные секреты, отступают перед этой невыносимой смесью легкости, нравоучения, печали и откровенного лицедейства, выписывая раз от раза одни и те же слова: прелестно, неуловимо, воздушно и светло. А кто-то, наверное, и раздражается от такого однообразия, строго вопрошая: «И где же смысл? Где крупные мысли, приличествующие большому художнику?» Впрочем, чему тут удивляться, — говорят, и Пушкина современники упрекали в том же. Мол, жил, шутя и играя, и умер, заигравшись слишком сильно. Вот, например, Баратынский, разбирающий бумаги покойного поэта, искренне удивлялся: «Можешь себе представить, что меня больше всего изумляет во всех этих письмах? Обилие мыслей! Пушкин — мыслитель! Можно ли было ожидать?»
Ну и к чему тут, спросите вы, Пушкин? Да вот к чему: кажется, трудно найти более близкого Фоменко художника. Тут, знаете ли, все сошлось. И уже набившая оскомину легкость, и любовь к розыгрышам и представлениям, и потаенная тоска, и внезапное, из шуток и веселья возникающее пророческое знание. 
Новый спектакль Фоменко составлен из сцен, этюдов и эпизодов (именно так написано в программке) — повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», его же наброски, стихотворения разных лет и фрагменты поэмы В. Брюсова «Египетские ночи». На наших глазах из этих клочков недоговоренного, из хаоса обрывков складывается цельное, на первый взгляд веселое и удивительно нежное театральное сочинение. 
Выходят все в черном, чопорные и светские, берут в руки тающие свечки и, перебивая друг друга, бормочут стихи: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (видите — и тут про смысл!), «поговорим о странностях любви, другого я не мыслю разговора?» — не договаривают фразу, садятся на место, внезапно вспыхивают и вновь начинают сначала. Зинаида Вольская (Полина Кутепова), многозначительная и трепетная. Княгиня D. (Наталья Курдюбова), хозяйка салона, засохшая от собственной едкости. Графиня К. (Полина Агуреева), пугливая и наивная, как деревенская барышня. Эстет Вершнев (Илья Любимов), не к месту вскакивающий с ударной фразой: «Когда я был во Флоренции?» Демонстративно тоскующий в углу у колонны молодой человек по имени Алексей Иванович (Павел Баршак). Сочинитель Чарский (Андрей Щенников), тяготящийся своей зависимостью от легкомысленного вдохновения. Молчаливый генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), к месту и не к месту вздыхающий: «Ах, Пушкин, Пушкин!»
Зато весьма к месту оказался синьор Пиндемонти, он же Импровизатор, престранный тощий господин со взором печальным, кудрями до плеч и драными штанами. Карэн Бадалов отлично играет этого чужака-итальянца, летающего по тесному пространству маленького зальчика так, будто ему неведомы законы земного притяжения. Собственно, с его приходом и начинается самое интересное. Холодно любопытствующая публика пишет на бумажках темы для импровизаций, порывистая ручка в черной перчатке вытаскивает одну наугад — «Клеопатра и ее любовники». И все завертелось. Барышни освобождаются от тесных корсетов и пышных юбок, молодые люди решительным жестом скидывают рубашки. Худенькая рыжеволосая красавица Клеопатра (все та же Полина Кутепова) бросила отчаянный вызов мужскому роду и предложила купить у нее ночь любви ценою собственной жизни.
Решились трое — суровый воин Флавий, он же генерал Сорохтин, всезнайка и эстет Критон, он же Вершнев, и молодой человек, тот самый, нарочито грустивший весь спектакль у колонны. Буйство страсти изображается уморительно смешно под красными развевающимися полотнищами, Клеопатра влезает на котурны, составленные из книг (надо думать, сочинения г-на Пушкина), вприпрыжку порхает по сцене, постреливая глазами в публику, а только в какой-то совсем неуловимый момент становится не то чтобы грустно, но как-то явно не по себе. Нет-нет, совсем не тогда, когда взмахами гусиных перьев рубятся головы отважных любовников. А вот когда Клеопатра, не знающая свободы, искавшая страсти и испугавшаяся ее, захлебываясь стихом, оплакивает своего самого юного любовника, тут-то и начинает щемить сердце и покалывать в глазах не пойми отчего. Полине Кутеповой поразительным образом удался именно этот, трудно уловимый, переход — от шутливой игры к внезапному прозрению. 
На самом деле у Фоменко (и у Пушкина тоже) всегда так — вроде смешно, смешно, все летит, играется и перевертывается с ног на голову, а потом вдруг раз — и ты трезвеешь, прочувствовав мысль, отнюдь не такую светлую, как принято думать. Так было и в «Одной абсолютно счастливой деревне», и в «Семейном счастье», и в «Войне и мире». Так и в «Египетских ночах». Фоменко в этом спектакле играет с Пушкиным, играет в Пушкина и открывает Пушкина, даря его своим на редкость чутким актерам и публике (она тоже в этом театре кажется какой-то особенной) как дорогой подарок.
«А что вы думаете об условиях Клеопатры?» — спрашивают друг у друга персонажи недописанной пушкинской прозы. И не дают ответа. Надо думать, цена за минуты счастья слишком велика. И как тут не вспомнить известного народу классика, написавшего: «Идите в театр и умрите в нем», а потом добавившего: «Если сможете». Все дело, собственно говоря, в этом уточнении. 


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100