In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Екатерина Данилова
«StartUp», 12.03.2019

Шумит ветер приключений

Внешне — многоплановый, полифоничный, сложный. А внутренне – очень искренний, настоянный на юношеских мечтах. Именно таким в 2017 году получился спектакль «Капитан Фракасс» у Евгения Каменьковича.

Любимый роман детства – и надо же было продраться сквозь описания замка и хора наглых лягушек туда, где звенят шпаги и шумит ветер приключений. Никакого морализаторства и рефлексии! Здесь правит авантюризм, мужество и рыцарский кодекс чести. Роман XIX века французского прозаика и поэта Теофиля Готье рассказывает историю барона де Сигоньяка, однажды променявшего скуку в разорённом замке на жизнь актёра под длинноносой маской Капитана Фракасса (читай: бахвала). Разумеется, не без вмешательства большой любви. Всё в духе романтизма, «завтракающего одой и обедающего балладой»: если нищета, то тотальная, если любовь – то абсолютная, не требующая взаимности. Чувство де Сигоньяка ответно, но на дворе 1611 год, а в роли возлюбленной — самоотверженная инженю, ставящая честь доброго имени выше чувственных желаний. Вот и скитается герой по дорогам Франции вместе с труппой актёров, собирающей то хлебные ангары простолюдинов, то вдруг самый цвет нации. Под маской скрывается не человек, а собирательный образ – такова комедия дель арте, где Сигоньяку достаётся роль ничтожного хвастливого купчишки, получающего в простонародной буффонаде лишь пинки да насмешки. А за сценой он продолжает быть рыцарем своей Изабеллы, которая вскоре становится предметом притязаний очень знатного герцога.

Первое, что в постановке Евгения Каменьковича привлекает внимание, – дорога. Это пьеса-движение. Движение к лучшей жизни, как у де Сигоньяка, или движение как смысл этой жизни – в случае с разбойниками Огастеном и Чикитой или актёрами. Вот они уезжают на подиуме, браво распевая куплеты на мотив «Братца Якоба», а вот они снова на сцене и уже другой подиум везёт их вперёд. Дорога-серпантин, полная извилистых путей с крутыми поворотами. Она временно отнимает у труппы то одного, то другого собрата и навечно забирает прежнего Капитана – Матамора. Но настроение всегда артистичное, а повозка и дни катятся вперёд – в Париж, где любые таланты находят применение. Да, талантами постановка богата. Богата живой, оригинальной музыкой композитора Николая Орловского. Оркестр здесь – полноправный участник действия.  Вместо наивной простушки, «доброй, скромной и робкой» Изабеллы Мария Большова показывает нам уверенную барышню, чья мягкость давно обветрена бесконечностью пути. Она рычит, кусается и гримасничает; она сознаёт своё превосходство, даря плащ и ожерелье бродячей разбойнице; она понимает, что нелепо отвергать любовь знатного барона. Изабелла Большовой живёт на пару веков позже, в годы создания романа. В лирической сцене признания в любви мгновенный отказ Изабеллы от брака выглядит взбалмошным капризом, но благодаря этому да бурной и комичной реакции Сигоньяка (Александр Мичков) сцена не меняет общего настроения постановки. В мальчишеском романе не место продолжительным нежностям: эге-гей, где ваши шпаги, господа? Барон Мичкова благороден, хорош собой и влюблён «так искренно, так нежно». На дуэль он идёт по-мушкетёрски – с отчаянной храбростью. Сценические бои на шпагах Мичкова и его противников выразительны, пластичны и полны задора и юмора.

Здесь не пропущено почти ни одной линии, так тщательно, до мелочей, выписанных Готье. Режиссёр не забыл ни о похождениях длинноногого героя-любовника Леандра (Андрей Миххалёв), ни о вёрткой и музыкальной субретке Зербине (Полина Айрапетова). Каждый герой загружен работой, артисты много поют и появляются на сцене в разных образах, только успевай следить, как Леандр превращается в наёмника Лампура, а пышное убранство маркизы де Брюйер сменяется рваным платьем цыганки Чикиты. Маленькая разбойница с большим сердцем, жаждущим любви, Чикита – функционально важный герой романа Готье. Прыткая, дикая, ребячливая, отчаянная, смешная Роза Шмуклер, ставящая жирную точку в финале, – ценное украшение спектакля Каменьковича. Так же, как и ещё один герой. Видевшие постановку «фоменок» зрители больше не смогут произнести имя «Валломбрез», не придав ей интонации Юрия Титова. Распутный и богатый герцог, окружённый толпой поклонниц, оригинальный де Валломбрез Готье многословен, демонстративен, заносчив и кичлив. У Каменьковича это полноценный комический герой, хоть и не утративший ореола опасности. Незабываемая темпераментность, манерность движений и интонаций Юрия Титова преображает и переворачивает весь образ де Валломбреза, срывает с него маску всесильности – куда такому клоуну равняться с рыцарем без страха и упрёка, куда такому шуту добиваться Героини?

Финальный аккорд спектакля – сцена казни на Гревской площади и большой поступок маленькой Чикиты. На смену античному хору, поющему каноном душеспасительные вирши приходит звонкий романс Розы Шмуклер на стихи Теофиля Готье. Фееричный апофеоз для любимого романа юношества.

Источник: StartUp


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100