In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Олег Зинцов
«Ведомости», 14.09.2012

Читать носом вредно

Спектакль «Дар» по роману Владимира Набокова, поставленный в «Мастерской П. Фоменко» Евгением Каменьковичем, очень хочется воспринимать как простую неудачу. А не как будущее, ожидающее театр, который недавно простился со своим основателем

В одном из первых эпизодов романа «Дар» молодой поэт Федор Годунов-Чердынцев, только сегодня снявший комнату в западной части Берлина, поздно вечером возвратясь из гостей, обнаруживает, что захватил ключи от прежнего пансиона вместо новых. «Не зная, что предпринять, Федор Константинович начал шагать по панели до угла и обратно». Вот это шагание по панели, занимающее 3 часа 45 минут с антрактом, в сущности, и есть спектакль Евгения Каменьковича. Почти что в описанных Набоковым декорациях: высоко над улицей, «на поперечных проволоках, висело по млечно-белому фонарю; под ближайшим из них колебался от ветра призрачный круг на сыром асфальте».

Легко дорисовать в этот пейзаж трамвайные пути с берлинской открытки 1920-х, и художник Владимир Максимов их дорисовал. Исчез только призрачный круг на сыром асфальте, та изумительная приметливость набоковской прозы, что бежит впереди сюжета, как тень впереди собаки.

Потому что ключи у Каменьковича не те, набоковские дверцы ими не открываются. Это ключи от пансионов хороших театральных манер, где обитатели так привыкли к затхлости, что вовсе ее не замечают.

Звучит, к примеру, фраза о том, что, выскочив на улицу, Федор Константинович почувствовал себя как балерина, и актер Федор Малышев, натурально, изображает какие-то неуклюжие па.

В сценическом «Даре» много таких па, натуральных и фигуральных. Они должны придавать чтению романа некую усмешливую, но вместе с тем трогательную театральность. Поэтому занятые в спектакле артисты норовят то неловко вспорхнуть, то нестройно запеть и в общем наплести всех тех кружев, которыми славится «Мастерская». Об этих кружевах критики писали когда-то с придыханием, а в последние годы больше с одышкой. И вот в «Даре» касаться их совсем уже неловко, они лежалые, слегка заплесневелые: эти иронически томные жесты, эти интонации с оттяжкой и как бы удивленным ударением в конце строки, пройдя сквозь несколько актерских поколений, выродились едва ли не в пародию. 

Можно сказать, что пародия даже персонифицирована: это не существующий в романе Критик, «воображаемая Литературная Необходимость» (как сообщает программка) молодого автора Годунова-Чердынцева. Критик загримирован под Чарли Чаплина и снабжен гоголевским носом, тень от которого ложится над верхней губой чаплинскими усиками, которых на самом деле нет. Играет Критика Полина Кутепова, единственный в спектакле делегат от первого поколения «Мастерской». Но смысла в ее присутствии на сцене чуть. Тем более что двойник у героя и так уже есть, это поэт Кончеев (Юрий Титов), с которым Годунов-Чердынцев ведет воображаемые беседы. Однако должна ведь быть на сцене какая-нибудь фантазия, чтобы всамделишному критику было куда сунуть свой нос, раздраженный пылью от захлопнутой перед ним книги Набокова.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100