In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Олег Зинцов
«Ведомости», 14.09.2012

Читать носом вредно

Спектакль «Дар» по роману Владимира Набокова, поставленный в «Мастерской П. Фоменко» Евгением Каменьковичем, очень хочется воспринимать как простую неудачу. А не как будущее, ожидающее театр, который недавно простился со своим основателем

В одном из первых эпизодов романа «Дар» молодой поэт Федор Годунов-Чердынцев, только сегодня снявший комнату в западной части Берлина, поздно вечером возвратясь из гостей, обнаруживает, что захватил ключи от прежнего пансиона вместо новых. «Не зная, что предпринять, Федор Константинович начал шагать по панели до угла и обратно». Вот это шагание по панели, занимающее 3 часа 45 минут с антрактом, в сущности, и есть спектакль Евгения Каменьковича. Почти что в описанных Набоковым декорациях: высоко над улицей, «на поперечных проволоках, висело по млечно-белому фонарю; под ближайшим из них колебался от ветра призрачный круг на сыром асфальте».

Легко дорисовать в этот пейзаж трамвайные пути с берлинской открытки 1920-х, и художник Владимир Максимов их дорисовал. Исчез только призрачный круг на сыром асфальте, та изумительная приметливость набоковской прозы, что бежит впереди сюжета, как тень впереди собаки.

Потому что ключи у Каменьковича не те, набоковские дверцы ими не открываются. Это ключи от пансионов хороших театральных манер, где обитатели так привыкли к затхлости, что вовсе ее не замечают.

Звучит, к примеру, фраза о том, что, выскочив на улицу, Федор Константинович почувствовал себя как балерина, и актер Федор Малышев, натурально, изображает какие-то неуклюжие па.

В сценическом «Даре» много таких па, натуральных и фигуральных. Они должны придавать чтению романа некую усмешливую, но вместе с тем трогательную театральность. Поэтому занятые в спектакле артисты норовят то неловко вспорхнуть, то нестройно запеть и в общем наплести всех тех кружев, которыми славится «Мастерская». Об этих кружевах критики писали когда-то с придыханием, а в последние годы больше с одышкой. И вот в «Даре» касаться их совсем уже неловко, они лежалые, слегка заплесневелые: эти иронически томные жесты, эти интонации с оттяжкой и как бы удивленным ударением в конце строки, пройдя сквозь несколько актерских поколений, выродились едва ли не в пародию. 

Можно сказать, что пародия даже персонифицирована: это не существующий в романе Критик, «воображаемая Литературная Необходимость» (как сообщает программка) молодого автора Годунова-Чердынцева. Критик загримирован под Чарли Чаплина и снабжен гоголевским носом, тень от которого ложится над верхней губой чаплинскими усиками, которых на самом деле нет. Играет Критика Полина Кутепова, единственный в спектакле делегат от первого поколения «Мастерской». Но смысла в ее присутствии на сцене чуть. Тем более что двойник у героя и так уже есть, это поэт Кончеев (Юрий Титов), с которым Годунов-Чердынцев ведет воображаемые беседы. Однако должна ведь быть на сцене какая-нибудь фантазия, чтобы всамделишному критику было куда сунуть свой нос, раздраженный пылью от захлопнутой перед ним книги Набокова.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100