In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Роман Должанский
«Коммерсант», 28.04.2014

Вилла масок

«Гиганты горы» в театре «Мастерская Петра Фоменко»

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Гиганты горы» по последней пьесе классика итальянской литературы и лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Поставили спектакль худрук театра Евгений Каменькович и актриса Полина Агуреева. В театрально-философскую проблематику первой половины прошлого века погрузился РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.


Сами гиганты горы — люди, занимающиеся тяжелым трудом и выросшие больше положенного человеку,— на сцене не появляются, и кого имел в виду Луиджи Пиранделло, упоминая их в качестве зрителей, которым хотят показать свое представление герои пьесы, можно только гадать. «Гиганты горы» — последняя, неоконченная пьеса Пиранделло. Как во всяком последнем творении великого художника, в ней хочется увидеть и итог творчества, и своего рода завещание. На русской сцене между тем «Гиганты горы» сценической истории до сих пор не имели — пьесу, поставить которую давно хотел Евгений Каменькович, перевели специально для «Мастерской Фоменко».

Узнать руку, вернее, сознание Пиранделло в «Гигантах горы» несложно. Как и в главных, самых знаменитых своих пьесах, драматург размышляет о взаимоотношениях иллюзии и реальности, правды и вымысла, жизни и театрального творчества. Как и в «Шести персонажах в поисках автора», самой знаменитой пьесе Пиранделло, где к актерам театра приходят персонажи, жаждущие своего воплощения, в «Гигантах горы» одна группа «жертв» творчества приходит к другой. Но здесь ситуация обратная: артисты приходят в гости к существам, которые больше похожи на героев какого-то сна, чем на обычных людей.

Действие происходит на заброшенной вилле «Отчаяние», где живут герои, столь причудливые, что их впору объявить душевнобольными. Впрочем, для Пиранделло грань между нормой и безумием тоже весьма подвижна. Маг Котроне, неформальный, как мы теперь сказали бы, лидер этого эскапистского сообщества, хотя и занимает своих подопечных театрализованными играми, мало похож на целителя — скорее он хитрый манипулятор, ставящий психологические эксперименты. Волею судьбы на вилле оказывается бродячая актерская труппа под руководством графини Илсе и ее мужа. Актеры жаждут сыграть некую «Сказку о подмененном сыне». Собственно, вокруг желания показать свое творчество другим и строится вся эта довольно-таки путаная, во всяком случае на слух, пьеса Пиранделло — для, мягко говоря, чудаковатых обитателей виллы творчество ценно само по себе, а окружающий мир никакой ценности давно не имеет, в то время как их гости все-таки стремятся показать свое искусство людям.

Признаюсь, что проблематика драматургического наследия Пиранделло не кажется мне сегодня жгуче актуальной. Конечно, споров о методах коммуникации сцены и жизни и о сути актерства ведется немало и сейчас, но вопросы взаимоотношений правды и вымысла тяготеют больше к академической и педагогической сфере — вторая для Евгения Каменьковича остается родной, поэтому его интерес к «Гигантам горы» вполне закономерен. Закономерно и то, что способ сценического воплощения пьесы Пиранделло выбран из проверенного умеренно консервативного арсенала. «Гиганты горы» поставлены как гротескно-метафорическая сказка, лишенная примет времени, но тяготеющая к сценической магии и, как и положено в случае итальянской пьесы, к загадочному театру масок.

Труппа графини Илсе здесь кажется командой, пережившей кораблекрушение. Героиня Полины Агуреевой (вклад этой прекрасной актрисы в работу оказался столь важен, что она стала сорежиссером спектакля) приносит с собой мечту о настоящем театре — театре скульптурных жестов и отчетливых слов. И безотчетную тревогу — как оказывается, ненапрасную: вилла «Отчаяние» превращается в ловушку, где каждому из пришельцев предстоит потеряться и запутаться. «Гиганты горы» затягивают постепенно, исподволь, слова незаметно становятся лишь сочетаниями звуков, и все границы — между персонажами, ситуациями, смыслами — действительно начинают казаться ненадежными. В пространстве, оформленном художником Марией Митрофановой, царит похожий на небесное тело огромный круг в глубине сцены, на фоне которого очень эффектно смотрятся графичные силуэты. А когда с колосников опускаются костюмы с масками (маски Ирины Бачуриной, надо сказать, практически неотличимы от лиц, которые они копируют) и сами герои тоже надевают маски, иллюзорность происходящего становится абсолютной. И даже внезапное падение на сцену безжизненного тела героини не сразу возвращает вас к реальности.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100