In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014

«Гиганты горы»: смертельный номер

В Мастерской Фоменко поставили последнюю пьесу Луиджи Пиранделло.

Евгений Каменькович любит инсценировать редкую прозу (на его счету спектакль по роману «Венерин волос» Шишкина, «Дару» Набокова и даже «Улиссу» Джойса). «Гиганты горы» — недописанная пьеса Луиджи Пиранделло, мэтра итальянской литературы и обладателя Нобелевской премии. В России до этого момента ее никто не ставил. Между тем это последнее творение автора, замыкающее знаменитую трилогию мифов: (пьесы «Новая колония» и «Лазарь» посвящены социальным и религиозным мифам соответственно, «Гиганты» — мифам об искусстве). Фоменкам в новом спектакле удалось сделать сложную и умозрительную философию Пиранделло понятной каждому зрителю.

На вилле «Отчаяние» живет команда то ли призраков, то ли просто чудаков с нарушенной психикой. Все они играют роли, которые сами для себя придумали, из образа никто и никогда не выходят. Кто-то ждет Сто Первого Ангела, кто-то верещит при виде гостей и пытается укрыться от них под зонтиком. Негласный лидер странной компании — маг Котроне (Федор Малышев) уверен: жить в придуманном мире лучше, чем испытывать стресс в реальности. Когда на вилле оказывается бродячая труппа Графини Илсе (выдающаяся работа Полины Агуреевой), Котроне превращает жизнь артистов в цирковой аттракцион. Расставляет ловушки, пытаясь заставить гостей поверить в то, что вокруг них — блаженная иллюзия, лучше которой нет ничего на свете. Актеры же жаждут показать свой спектакль «Сказка о подмененном сыне» людям. В ответ слышат: «Люди все равно ничего не поймут».

Что важнее — фантазия или реальность, где проходит граница между творчеством и искусством, нужно ли воплощать на сцене чужие мечты и разочарования? На все эти вопросы Каменькович не отвечает. Зато делает прозрачным неутешительно горький вывод: те, кто заражен любовью к театру (искусству вообще), обречены на несчастья. Личные в первую очередь. Илсе, вырвавшись из иллюзорного мира Котроне, играет свой маленький спектакль, и ее не понимают. Озлобленная толпа убивает графиню.

Как ни грустно это осознавать, но сегодня тема взаимоотношений людей творческих (а значит и свободно мыслящих) с теми, кто агрессивно настроен к любого рода «отклонениям от нормы», снова актуален. Для того, чтобы это это было понятно, Каменьковичу не пришлось переносить текст Пиранделло в современную систему координат. События происходят в ирреальном пространстве полусна. Обжигающе красивого и безусловно гротескного: здесь герои взмывают в верх на цирковых лонжах, разговаривают с зеркалами и ветром, примерят маски самих себя. Силуэты их, кажется, живут своей жизнью, а разговаривать друг с другом могут даже их платья. Трогательно, неправдоподобно и очень по-фоменковски: искусство прекрасно, даже если оно требует жертв.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100