In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Олег Зинцов
«Ведомости», 16.06.2005

Пока все дома

Премьера Мастерской П. Фоменко украсила список лучших спектаклей сезона

Спектакль «Дом, где разбиваются сердца» вышел вещью красивой, умной, отлично сыгранной и даже нескучной. Последнего качества при постановке пьес Бернарда Шоу достичь, между прочим, особенно сложно.


Попав в Дом, построенный режиссером-педагогом Мастерской Евгением Каменьковичем и художником Владимиром Максимовым, любой гость просто обязан поскользнуться. Пол сплошь усыпан винными пробками, и фоменковские актрисы (как всегда прелестные, обворожительные etc. — нужное подчеркнуть) спотыкаются, как школьницы, впервые надевшие туфли на каблуках, — короче, так спотыкаются, что не влюбиться в них невозможно.

Фокус с пробками вряд ли придумывался как метафора, но так и хочется сказать, что чтение пьесы довольно похожий аттракцион: Шоу любил соорудить аллегорию, но по дороге к ней не упускал случая подставить читателю подножку. Аллегории с умопомрачительной скрупулезностью разъяснялись в предисловиях к пьесам; с подножками разбирайтесь сами — если хотите эти сочинения ставить, играть и смотреть.

Насчет Дома, где разбиваются сердца, автор охотно сообщает, что это «культурная, праздная Европа перед войной» (пьеса начата в 1913 г., дописана в 1917-м). Насчет обитателей Дома замечает, что в них много общего с персонажами Чехова: «такие же милые люди, та же крайняя пустота».

Мастерской П. Фоменко никак не откажешь в репертуарной логике — нынешний сезон начался с «Трех сестер». Не откажешь и в постоянстве темы: идея Дома, почти списанная театральной историей в архив, для Мастерской остается одной из важнейших основ жизни — ученики Петра Фоменко никогда не боялись выглядеть чуть старомодными, и это стало органической частью их обаяния. Кроме прочего, это значит, что все события внешнего мира в Мастерской всегда воспринимались изнутри, сквозь стены театра-дома. И, если нам решили сообщить, что стены вот-вот задрожат, лучшего вестника, чем Бернард Шоу, пожалуй, и в самом деле было не найти. Недаром с Чеховым, чьи пьесы за 100 лет поддались коррозии куда меньше сочинений британского драматурга, Мастерской пришлось труднее.

Игра, затеянная Каменьковичем с текстом о закате Европы, увлекательна и безупречно культурна. Придуманный Шоу дом-корабль старого капитана Шотовера превратился в удобную двухъярусную декорацию с остроумными деталями вроде штурвала, который служит подъемником для бутылок с ромом. Над зрителями первого ряда угрожающе нависло массивное украшение корабельного носа — деревянная фигура с глупым выражением лица: в финальной сцене бомбежки этот символический истукан, разумеется, со скрипом накренится. Музыкально история зарифмована с двумя фильмами — «И корабль плывет?» Федерико Феллини (еще одной непотопляемой аллегорией ХХ в.) и недавней картиной Вонг Кар-Вая «2046» (в которой звон разбившихся сердец звучит гонконгским эхом европейских рефлексий). К тому же шкафчику ассоциаций, наверное, отсылают и костюмы Светланы Калининой, обилием шелка и яркими цветами напоминающие разом что-то оперное и что-то восточное.

Рифма иного рода — Шекспир, о которого Шоу затупил немало перьев. Линия с «Наполеоном промышленности» Боссом Менгеном (Максим Литовченко) выглядит в спектакле парафразом истории Мальволио из «Двенадцатой ночи» (Каменькович, кстати, когда-то ставил эту пьесу в Мастерской).

За всеми этими играми нетрудно потерять весь пафос Бернарда Шоу, но, может, оно и к лучшему. В конце концов, в этом спектакле интереснее следить не за тем, куда в следующий момент уткнется саркастический палец драматурга, а за тем, например, как обольстительность Полины Кутеповой оттеняет насмешливую резкость Натальи Курдюбовой. Как смело и точно ведет свою роль Наталья Мартынова, чей сценический опыт пока не больше, чем жизненный опыт ее героини — самой младшей из обитателей Дома. Ну и насколько выразительна фигура капитана Шотовера, даже когда играющий его Карэн Бадалов поворачивается к залу спиной.

В фигуре этой чувствуется разом ирония и занудство писателя Бернарда Шоу, а сверх того еще что-то комически пиратское. Словом, йо-хо-хо и бутылка рома.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100