|
|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Дом, где разбиваются сердца
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Олег Зинцов «Ведомости», 16.06.2005 Пока все домаПремьера Мастерской П. Фоменко украсила список лучших спектаклей сезонаСпектакль «Дом, где разбиваются сердца» вышел вещью красивой, умной, отлично сыгранной и даже нескучной. Последнего качества при постановке пьес Бернарда Шоу достичь, между прочим, особенно сложно.
Попав в Дом, построенный режиссером-педагогом Мастерской Евгением Каменьковичем и художником Владимиром Максимовым, любой гость просто обязан поскользнуться. Пол сплошь усыпан винными пробками, и фоменковские актрисы (как всегда прелестные, обворожительные etc. — нужное подчеркнуть) спотыкаются, как школьницы, впервые надевшие туфли на каблуках, — короче, так спотыкаются, что не влюбиться в них невозможно.
Фокус с пробками вряд ли придумывался как метафора, но так и хочется сказать, что чтение пьесы довольно похожий аттракцион: Шоу любил соорудить аллегорию, но по дороге к ней не упускал случая подставить читателю подножку. Аллегории с умопомрачительной скрупулезностью разъяснялись в предисловиях к пьесам; с подножками разбирайтесь сами — если хотите эти сочинения ставить, играть и смотреть.
Насчет Дома, где разбиваются сердца, автор охотно сообщает, что это «культурная, праздная Европа перед войной» (пьеса начата в 1913 г., дописана в 1917-м). Насчет обитателей Дома замечает, что в них много общего с персонажами Чехова: «такие же милые люди, та же крайняя пустота».
Мастерской П. Фоменко никак не откажешь в репертуарной логике — нынешний сезон начался с «Трех сестер». Не откажешь и в постоянстве темы: идея Дома, почти списанная театральной историей в архив, для Мастерской остается одной из важнейших основ жизни — ученики Петра Фоменко никогда не боялись выглядеть чуть старомодными, и это стало органической частью их обаяния. Кроме прочего, это значит, что все события внешнего мира в Мастерской всегда воспринимались изнутри, сквозь стены театра-дома. И, если нам решили сообщить, что стены вот-вот задрожат, лучшего вестника, чем Бернард Шоу, пожалуй, и в самом деле было не найти. Недаром с Чеховым, чьи пьесы за 100 лет поддались коррозии куда меньше сочинений британского драматурга, Мастерской пришлось труднее.
Игра, затеянная Каменьковичем с текстом о закате Европы, увлекательна и безупречно культурна. Придуманный Шоу дом-корабль старого капитана Шотовера превратился в удобную двухъярусную декорацию с остроумными деталями вроде штурвала, который служит подъемником для бутылок с ромом. Над зрителями первого ряда угрожающе нависло массивное украшение корабельного носа — деревянная фигура с глупым выражением лица: в финальной сцене бомбежки этот символический истукан, разумеется, со скрипом накренится. Музыкально история зарифмована с двумя фильмами — «И корабль плывет?» Федерико Феллини (еще одной непотопляемой аллегорией ХХ в.) и недавней картиной Вонг Кар-Вая «2046» (в которой звон разбившихся сердец звучит гонконгским эхом европейских рефлексий). К тому же шкафчику ассоциаций, наверное, отсылают и костюмы Светланы Калининой, обилием шелка и яркими цветами напоминающие разом что-то оперное и что-то восточное.
Рифма иного рода — Шекспир, о которого Шоу затупил немало перьев. Линия с «Наполеоном промышленности» Боссом Менгеном (Максим Литовченко) выглядит в спектакле парафразом истории Мальволио из «Двенадцатой ночи» (Каменькович, кстати, когда-то ставил эту пьесу в Мастерской).
За всеми этими играми нетрудно потерять весь пафос Бернарда Шоу, но, может, оно и к лучшему. В конце концов, в этом спектакле интереснее следить не за тем, куда в следующий момент уткнется саркастический палец драматурга, а за тем, например, как обольстительность Полины Кутеповой оттеняет насмешливую резкость Натальи Курдюбовой. Как смело и точно ведет свою роль Наталья Мартынова, чей сценический опыт пока не больше, чем жизненный опыт ее героини — самой младшей из обитателей Дома. Ну и насколько выразительна фигура капитана Шотовера, даже когда играющий его Карэн Бадалов поворачивается к залу спиной.
В фигуре этой чувствуется разом ирония и занудство писателя Бернарда Шоу, а сверх того еще что-то комически пиратское. Словом, йо-хо-хо и бутылка рома.
Другие статьи- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробки, Ирина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- Дом, собирающий сердца, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Воздушный Шоу, Сергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сирен, Дина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
, Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры, «Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война полов, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкция, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все дома, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красиво, Александр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидали, Глеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
|