In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Груева
24.06.2005

Я от Бернарда ушел…

Бернард Шоу сам не раз признавался, что свой «Дом, где разбиваются сердца» он писал в русском стиле, подражая Чехову. Переклички, в частности с «Тремя сестрами», очевидны. Есть дом-ковчег, где царят сестры-красавицы (их, правда, двое), манящие истинных джентльменов, как свет лампы манит мотыльков. Есть бесконечные разговоры о смысле жизни, домашние забавы, безнадежные романы. Есть даже предчувствие беды: над старой доброй Англией в это самое время сгущаются тучи Первой мировой.

Но, разумеется, есть и отличия. Главное из них состоит в том, что Шоу — моралист, каких мало. К тому же из тех, кто при этом страшно дорожит репутацией парадоксолиста и острослова. Оттого-то в его пьесе разговоры о смысле жизни, о развращающем воздействии праздности, о вреде денег, порочности власти, социальной справедливости и т.д. — бесконечнее некуда. И все это сдобрено остротами и афоризмами. В результате образовалась такая пропасть текста, что не всякий актер долетит до середины ее. Режиссер Евгений Каменькович постарался убрать лишнее, уместив авторский текст в более или менее приемлемые три с половиной часа спектакля, и немного сбил нравоучительный пафос. Самым важным для него была атмосфера дома, немного чудного, похожего на корабль и даже украшенного деревянным истуканом с носа последнего судна хозяина, старого капитана Шотовера (Карен Бадалов). Пол-палуба этого ковчега усыпан пробками от несметного количества бутылок рома, выпитых капитаном и его гостями. И как-то так случилось, что спектакль вышел полной противоположностью пьесе.

Шоу потрясал кулаками, бросая обвинения в сторону праздной, болтливой и ленивой элиты, не замечающей приближения катастрофы. А «фоменки» в своем фирменном стиле «кружевного обаяния» сыграли спектакль об очаровании праздности, о том, насколько милы люди, занятые только собой и собственными удовольствиями. Дочери капитана, главным делом которых является флирт, отшлифовали боевые доспехи до блеска: леди Ариадна (Полина Кутепова) — классический образ вечно юной кокетливой прелестницы, а миссис Гесиона (Наталия Курдюбова) — эталонная амазонка. Они легко обольщают джентльменов — не важно, чужой ли это жених, муж сестры или брат мужа, откровенно издеваются над ними. И публика поощряет чаровниц благодарным смехом.

В доме Шотовера, где по замыслу автора должны были разбиваться сердца, все остается в целости и сохранности. Уйдя от Шоу, театр и к Чехову не пришел. Мастерской удалось изящно проскользить по поверхности. В спектакле нет любви — только остроумные разговоры о ней. Нет тревоги — не за кого и не за что. Никто не принимает жизнь всерьез — это слишком скучно. Если вокруг тьма, не пугайтесь, поиграйте в жмурки. Если над домом кружит бомбардировщик, отнеситесь к этому, как к весеннему грому и бегите скорей на улицу — любоваться вспышками от взрывов.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100