|
|
©
Алёна Бессер |
|
Современная идиллия Михаил Салтыков-Щедрин фантасмагория в 11 явлениях с прологом, антрактом и эпилогом по одноименному роману 2015 – год литературы в России Opus № 50
<!-->Прямая трансляция спектакля состоится 10 декабря на сайте и в фейсбуке театра. Повторы 11 и 12 декабря.
<-->Спите! Бог не спит за вас! В. А. Жуковский
В спектакле исследуется феномен зарождения Страха – из случайного слова, из неопределённого взмаха рукой – «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои пестуют свой Страх, растят его, «кормят». Из Страха и от Стыда, внезапно ослепляющего, режущего глаза, герои бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на самое дно болота с гнилыми пнями. Вычищая до холодной, сиротской пустоты жилище и головы, ныряют, зажмурившись, в тёмный абсурд — в стоячие воды «гождения». Но, дойдя до дна, всё же отталкиваются, выплывают. Растворяются в морозном тумане. Прочь бегут рука об руку с собственным Стыдом — по железной дороге, на пароходе, пешком — прочь, спасаться, во внутреннюю Монголию, в деревеньку Проплёванную, на край света. Рыбкой-пискариком — через дыры в старых рыболовных сетях. Мал человек.
«Страшно умирать, и не хочется, быть бы стать жуком-древоточцем в задней ножке стула в дальней комнате, чтобы надо мной бежали волны те…», — писал Дмитрий Озерский. Его стихов, его слов в песнях Леонида Фёдорова много в этом спектакле, его обэриутство конца ХХ — начала XХI века очень созвучно с ощущением от текста Салтыкова-Щедрина.
Страшно умирать, и не хочется, но украшать шкуру или приспосабливать её — совсем невыносимо.
В спектакле звучат песни Леонида Фёдорова и группы «АукцЫон»
Отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме можно прочитать по хэштегу #современнаяидиллия - Неожиданная премьера в «Мастерской Фоменко». Худрук Евгений Каменькович, традиционно делающий ставку на многостраничные труды классиков и поиск ответа на вечные вопросы (вспомнить его «Улисса» по Джойсу или набоковский «Дар»), представил спектакль на злобу дня. Полностью лишенный красивостей и какой бы то ни было лирики, зато полный современных аллюзий, едкий, местами даже злой. Таких неромантичных «фоменок» мы еще не видели.
- Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
- В прологе актерам еще удается похулиганить, пошутить, поиграть в пискарей и щук, в условно-театральное правосудие, но потом действие разыгрывается не на шутку, и вскоре главным героям Рассказчику (Михаил Крылов) и Глумову (Федор Малышев) становится не до смеха, а зрители могут подробно наблюдать закономерное перерождение человеческой личности, глубину ее падения.
[…] Авторам и соавторам «Современной идиллии» удается показать, как благопристойность, достигнутая угождением и потаканием подлости, незаметно подводит человека к краю пропасти, то есть — к полному бесстыдству. Наступает момент, когда нужно выбирать («с кем вы, мастера культуры?»), иначе есть опасность потерять человеческое лицо. Позволив героям проделать весь путь «оподления» от начала до конца, Салтыков-Щедрин предоставляет им шанс очнуться, пробудиться, благодаря возвращению спасительного стыда. - Лариса Каневская, teatrall.ru
- За «фантасмагорию» отвечает изобретательная и сложная конструкция (сценография Марии Митрофановой): в первом акте актерам приходится хлюпать по слякоти вечно размытых и разбитых российских дорого, во втором та же площадка превращается в каток (с катанием на коньках). Повсюду торчат пеньки (поклон «Лесу» Петра Фоменко!), а над пеньками, как избушка на курьих ножках, на четырех сваях покоится (хотя какой уж тут покой?!) комнатка либералов. Красиво сделано. И все, что говорят, — не в бровь, а в глаз.
- Григорий Заславский, «Независимая газета»
- Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.
- Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
- «Современная идиллия» — на редкость зрелое высказывание. Давно не рождалось спектакля с таким важным, выстраданным посылом, осуществленным находчиво и артистично. О сердцевине сегодняшней жизни режиссер размышляет с горечью, взрослой иронией — и мрачной веселостью, этот странный «компот», усугубленный песнями Леонида Федорова, дает спектаклю интонацию, дыхание, перспективу.
- Марина Токарева, «Новая газета»
Премьера: 19 февраля 2015 г. Продолжительность: 3 часа 10 минут с 1 антрактом |
И ещё: Гороховое Пальто и Стыд
Действие происходит в Петербурге во второй половине XIX века.
|
©
Лариса Герасимчук |
Фотоальбом:
Видеотека:- Капустник, часть 1. Спектакли с шестьдесят шестого по двадцать девятый, 13 января 2019 г.
x264, 0.00 Мб, продолжительность 01:09:45 - Новогоднее поздравление театра, 31 декабря 2016 г.
x264, 446.00 Мб, продолжительность 00:03:52 - Трейлер спектакля «Современная идиллия»
x264, 216.10 Мб, продолжительность 00:02:29 - Открытие 23-го театрального сезона и презентация книги Михаила Левитина в программе «Афиша», телеканал «Москва 24», 13 сентября 2015 г.
x264, 109.75 Мб, продолжительность 00:03:19 - Сюжет о «Мастерской Петра Фоменко» в рубрике «Познавательный фильм», телеканал «Москва 24», 14 марта 2015 г.
x264, 682.22 Мб, продолжительность 00:20:00 - «Современная идиллия» - премьера в передаче «Афиша», телеканал «Москва 24», 24 февраля 2015 г.
x264, 131.64 Мб, продолжительность 00:03:33 - «Современная идиллия» - премьера в новостях телеканала «Культура», 19 февраля 2015 г.
x264, 128.27 Мб, продолжительность 00:03:31
Пресса- Страх — внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Страх — внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
|