In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Роман Должанский
«Коммерсант», 26.02.2015

Бенефис злободневности

«Современная идиллия» в «Мастерской Петра Фоменко»

Так получилось, что обе московские премьеры — по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина и Льва Толстого,— случившиеся на прошлой неделе, оказались связаны с именем Петра Фоменко. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 


В «Мастерской Петра Фоменко» младший соратник покойного мастера и нынешний худрук основанного им театра Евгений Каменькович поставил «Современную идиллию» по циклу очерков Салтыкова-Щедрина, в Театре имени Маяковского ученик Петра Фоменко и тоже худрук Миндаугас Карбаускис в память об учителе поставил «Плоды просвещения» Льва Толстого. Есть и еще одно интересное совпадение: у каждого из этих спектаклей есть важный аналог в относительно недавнем прошлом советского театра. У «Плодов» Карбаускиса — спектакль самого Петра Фоменко по этой же пьесе, шедший тоже на сцене Театра имени Маяковского, у новой работы Каменьковича — знаменитая постановка театра «Современник» 1970-х годов под названием «Балалайкин и Ко».

Чтобы перенести тогда на сцену сатирические очерки беспощадного Салтыкова-Щедрина, авторитета великого режиссера Георгия Товстоногова не хватило, пришлось театру заказывать инсценировку «Современной идиллии» Сергею Михалкову — он как бы прикрыл затею, объявив, что «царизм никогда не получал такой пощечины». Сегодня, к счастью, можно еще пока обойтись и без услуг патентованных тяжеловесов, так что сценическую версию делал сам Евгений Каменькович. Но сам факт, что «Мастерская Петра Фоменко», театр, принципиально занимавшийся чистым искусством и чуравшийся острых тем, поставил произведение об удушливой атмосфере в обществе, о страхе перед начальством, постепенно съедающим души обывателей, о гнили, которая разъедает само общество,— сам этот факт может быть признан важнейшим социологическим маячком.

Гниль в спектакле Евгения Каменьковича явлена художником Марией Митрофановой на сцене почти буквально — на подмостках хлюпает жижа, вокруг висят какие-то брезентовые ширмы, повсюду торчат влажные пеньки, а сцена в Кашинском окружном суде, начинающая спектакль, выглядит как ассамблея болотной нечисти. До нечисти петербургской от нее, кажется, всего один шаг по хлипким мосткам над трясиной. Комнатка, в которой живут два перепуганных либерала — лирический герой очерков и его друг Глумов (запоминающиеся работы молодых актеров Михаила Крылова и Федора Малышева),— стоит как контейнер на сваях посреди болота. Сначала в ней легко угадывается уютный петербургский интерьер, но коль скоро обитатели ее решили «годить», всячески доказывая власти свою благонадежность, то и превращается их жилище в пустое пространство, больше похожее не на жупел тюремной камеры, а на палату в сумасшедшем доме.

Страх оказаться под подозрением толкает героев на темные неблаговидные дела. Евгений Каменькович вместе с актерами подробно и умело рассматривает весь процесс душевного и поведенческого измельчания испуганных людей (конечно, театральными средствами), и вся сценическая компания персонажей постепенно превращается в полубезумный балаган. Из сегодняшней реальности в спектакль «Мастерской Петра Фоменко» взяты разве что песни Леонида Федорова и группы «Аукцыон», но они покорно меркнут перед текстом Салтыкова-Щедрина, реагировать на злободневность которого к середине спектакля даже как-то устаешь: в этом театре социум, которым окружена «Мастерская», действительно не получал прежде таких пощечин. 

Пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения», написанная через десять лет после «Современной идиллии» Щедрина, тоже полна сатирических мотивов, в ней встречаются два мира — богатые господа, увлеченные новомодным спиритизмом, и деревенские мужики, все мысли которых заняты хозяйством на земле. Петр Фоменко, ставивший пьесу в 1980-е, спустя десятилетие после «Балалайкина и Ко», не стремился сделать из нее общественное событие. Но Миндаугас Карбаускис, кажется, сделал все возможное, чтобы превратить «Плоды просвещения» в симпатичную, почти водевильную безделушку. В новом спектакле есть прямые цитаты из спектакля Фоменко — вроде выхода профессора Кругосветлова в освещенный зрительный зал, что особенно наглядно, если вспомнить, что, как и сейчас, этого героя в прежнем спектакле играл Михаил Филиппов. Заняты в спектакле и другие участники той, фоменковской версии, но теперь они перешли на возрастные роли.

Ключ к пониманию замысла могла бы дать сценография Сергея Бархина, который буквально материализовал привычное выражение «зеркало сцены»: перед публикой стоит овальное окно, напоминающее старинное зеркало, в него смотрятся герои, его протирают слуги, ему вторят формой задник и такой же огромный стол-подиум. Бархин словно воплотил на сцене двоемирие, но тоже не социальное, а фантазийное: герои пьесы норовят ускользнуть в мир своих мистических сессий, попасть в иррациональное зазеркалье. Вслед за мастером сценографии можно только воображать, каким мог бы получиться спектакль о бегстве в страну грез. Ну, или о чем-нибудь другом. К сожалению, пока «Плоды просвещения» выглядят чередой бенефисов. В спектакле есть несколько заметных работ молодых актеров, но большинство публики их вежливо пережидает вместе с первым актом. И радостно реагирует лишь на выходы во втором акте заслуженных и народных, которые по-хозяйски, в два счета забирают положенную им порцию зрительского умиления. 


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100