In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015

Сидя в болоте

Неожиданная премьера в «Мастерской Фоменко». Худрук Евгений Каменькович, традиционно делающий ставку на многостраничные труды классиков и поиск ответа на вечные вопросы (вспомнить его «Улисса» по Джойсу или набоковский «Дар»), представил спектакль на злобу дня. Полностью лишенный красивостей и какой бы то ни было лирики, зато полный современных аллюзий, едкий, местами даже злой. Таких неромантичных «фоменок» мы еще не видели.

Салтыков-Щедрин написал свои очерки в конце XIX века, увы, сегодня они все еще актуальны. Спектакль смотрится маленькой протестной акцией против царящего в обществе страха. Против «оскотинивания» людей, когда-то называвших себя интеллигентами, против продажных балагуров всех мастей, против полиции в штатском, против слова «годить» и его отвратительного значения. 

Открывает действие сказка, посвященная премудрому пескарю (точнее пИскарю, если следовать за автором), — суд над героем происходит на болоте. На сцене оно представлено детально: под ногами у артистов хлюпает отвратительная жижа, все затянуто москитной сеткой, из-под пола торчат заросшие мхом пеньки. Оправдательный приговор невозможен по определению, и потому все сказанное судьями — вода. Мокрота, зыбь и плесень, — лучше метафор для определения сегодняшнего состояния умов не найти.

Следующая за сказкой история о двух насмерть запуганных либералах (заметные работы Федора Малышева и Михаила Крылова) также рассказана Каменьковичем как развеселая сказка. Прислушались, мол, хорошие малые к совету начальства и стали из кожи вон лезть, чтобы доказать свою благонадежность. Сначала книги исчезли из их дома (он стоит на сваях на том самом болоте, где происходил суд над пИскарем), а потом и мебель. В конце концов, стоя на четвереньках, радостно обедают-ужинают, а думать перестают вовсе. История стряпчего Балалайкина, готового венчаться с содержанкой влиятельного человека, лишь бы денег дали, — финальный аккорд. Он — громкое напоминание о том, что все давно продается и покупается. А совесть и любовь в первую очередь.

Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100