|
Ольга Фукс «Театральная Афиша», 04.2015 Добро пожаловать в уху«Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина второй раз появилась на московской сцене – через 30 лет после товстоноговского «Балалайкина и Ко» в «Современнике» к роману писателя обратился Евгений Каменькович. В прологе судят пискаря (от слова «писк»): чавкает болото, догнивают пни, серебристой змейкой улетает вверх пойманная рыбка (добро пожаловать в уху), громоподобный Лягушка (Владимир Топцов) дает показания, стелется звуковым туманом психоделический рефрен «Тамдам даром тудасюда» (группа «АукцЫон»). Пискарь (Михаил Крылов) в арестантской робе от ужаса неотвратимой ухи, от которой преступно уклонялся, – в полуобморочном состоянии. Врожденная память об этом болотном судилище определяет сознание героя Михаила Крылова, который значится как «Я, либерал». И потому, когда старший товарищ Молчалин (Сергей Якубенко), тот самый, грибоедовский, доживший до седин, призывает погодить, либералу не надо объяснять дважды, как надо мимикрировать под полицейскую фантасмагорию: он понятливый. Благо и товарищ его, Глумов (Федор Малышев), уже годит, стремительно избавляясь от нелепой привычки мыслить. Вдвоем годить, соревнуясь в расчеловечивании, веселее. Холостяцкая квартирка приятелей торчит над болотом на сваях островком человеческого бытия, с которого, впрочем, не сбежишь на материк. Но вот уже книги исчезли и стены ободраны до дыр – милая берлога интеллектуалов превращается в клетку, где страшно оставаться. Хотя за окном еще страшнее: по чавкающей хляби бродят «гороховые пальто» без лиц, а скользкий прохиндей Кшепшицюльский (Игорь Войнаровский) уже зовет на разговор в полицейский участок – Страшный Суд районного масштаба. Впрочем, кошмар не может длиться без передышки. Вот подморозило болото, повалил снежок, коньки подарили ощущение полета, да и полицейское задание оказалось… творческим – пристроить замуж «штучку» богатого купца Парамонова Фаинушку (Моника Санторо) за последователя Хлестакова Балалайкина (Дмитрий Захаров). Но передышки долгими не бывают, и вот уже снова лед трещит под ногами, выпуская болотные пузыри, речи квартального надзирателя становятся все более угрожающими, и единственное чувство, которое оставлено годившим приятелям, – это Стыд. Он, кстати, тоже носит гороховое пальто.
Другие статьи- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
|