In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Артур Соломонов
«Известия», 21.02.2006

Не поделили Мольера

В театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Прости нас, Жан-Батист» по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Начинал работу над спектаклем Вениамин Смехов, а завершал — Петр Фоменко.
После спектаклей Петра Фоменко рецензенты хором сообщают, что постановкам мастера свойственно «легкое дыхание» и «плетение психологических кружев». Штамп не рождается случайно: спектакли Фоменко, даже самые драматичные, всегда грациозны. Здесь словно вытанцовывают трагедию. А уж Мольера ставить, насупив брови, совсем нелепо. Потому актеры, собравшись вместе на сцене, нас заранее предупреждают: что мы хотим вам сообщить — и сами мы не знаем. И, попросив прощения у Мольера, начинают спектакль.

За что же Мольер должен простить «фоменок»? За то, что переписали его текст? Так он и не такое видал. За то, что решили покуражиться? Но он сам предоставил благодатный материал для такой игры: пьеса нафарширована песнями, танцами, нелепицами и недоразумениями, а под занавес вообще устроен «балет народов» со швейцарцами, итальянцами и другими членами Евросоюза.
В других спектаклях «Мастерской» на игровую основу наслаиваются пласты — философский, психологический, социальный. В этой постановке — только первооснова, главный элемент театра, игра, без которой любое, даже очень серьезное, театральное высказывание не имеет ровным счетом никакого смысла. Здесь можно нахлобучить парик, притвориться сыном турецкого султана и устроить завтрак на траве. От слез к смеху переходят так же легко, как делают шаг влево, шаг вправо. Философу (Рустэм Юскаев) выбивают все зубы, но он не унывает, продолжает разглагольствовать и получать за это деньги. Вот у одного из героев мелькнула идея — и послышалась музыка. То ли идея рождена музыкой, то ли мысль (тем более в комедии Мольера) музыкальна, не важно. Главное, что в этом спектакле, как и в других постановках «Мастерской», слова и музыка идут бок о бок, то споря друг с другом, то создавая созвучия. 

Черты Петра Фоменко в этом «ребенке», рожденном от двух отцов (в театре и такое бывает), видны отчетливо. Однако нельзя не заметить, как натужно порой артисты имитируют легкость, как изображают веселье там, где им вовсе не весело, а характеры героев становятся карикатурами. Вот за это, а не за переписанный текст и немудреность и стоило попросить прощения у Мольера. Кто-кто, а он может простить все, кроме скуки.

То, что Петр Фоменко не просто занимался спасательными работами, придавая постановке свой стиль и ритм, но и был увлечен некой идеей, становится очевидно только к финалу спектакля. Фоменко показал нам человека, который потерял чувство реальности. Тут к месту вспомнить «Великолепного рогоносца» с Константином Райкиным — один из лучших и, быть может, самый личностный спектакль Фоменко. Главный герой отдавался капризной стихии собственного воображения, отказываясь видеть то, что происходит вокруг. Мещанин Журден (Владимир Топцов) играет в дворянина, не замечая, что выглядит полным идиотом. Быть может, мысль о том, что причуды воображения не только прекрасны, но и грешны, владела режиссером. Но он, создавший один из лучших театров современности, наверняка понимает, что игра в персонажей Мольера, затеянная в «Мастерской», не прибавит ей доброй славы.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100