In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алена Злобина
«Общая газета», 24.10.1996

Без скидок

Мастерская Петра Фоменко. «Месяц в деревне». Режиссер Сергей Женовач

В предыдущем сезоне «фоменки» надеялись (и даже почти обещали) открыть следующий уже в своем доме — Кутузовский, 30/32, и ни много ни мало «Войной и миром» в постановке Петра Фоменко. Но болезнь мастера (слава Богу, отступившая) и отсутствие денег, необходимых, чтоб переделать кинотеатр в театр, заставили отложить намеченное до начала нового календарного года — а театральный начинать в зале ДК «Каучук» спектаклем Сергея Женовача.
Впрочем, здесь можно обнаружить и некий умысел, сочтя пьесу Тургенева своего рода разминкой перед Толстым; она столь же утонченно психологична, но не стремится к большим масштабам и не задает вечных вопросов, а просто показывает вечные чувства — любовь, ревность, долг, всегда имеющие отзыв.
Бездомность создает театру массу дурных проблем (типа что где хранить), вынуждая к минималистской сценографии и требуя от зрителя соответствующих скидок. В последнее время театр вообще обходился одним реквизитом, но в новой работе, сделанной, так сказать, в преддверии собственного здания, позволил себе — и художнику Владимиру Максимову — выстроить «настоящую» декорацию, хоть и несложную. Два скромных полукруглых портика, сдвигаясь и раздвигаясь, уходя на задний план или выступая вперед, ненавязчиво обозначают то гостиную, то беседку; а держит конструкцию странноватого вида столб, вокруг которого она и вращается. Но если техническая роль этого «центра» самоочевидна, то художественный смысл он обретает лишь единожды, в остальное время просто торча посредине — именно как столб, — в моих глазах оборачиваясь под конец эдаким тревожным восклицательным знаком. Однако об этом — ниже; сначала поговорим о режиссерских задачах и актерском исполнении. 
Сергей Женовач ставит пьесу строго по тексту — имея в виду не только полнообъемное его прочтение, но и сохранность во всех подробностях. Действо снабжено разнообразными игровыми деталями, — иногда малость простоватыми (как бесконечное спотыкание Лизаветы Богдановны — Ксении Кутеповой), но чаще яркими, занятными и выразительными (как оцепенелая походка ватного от застенчивости Большинцова — Тагира Рахимова, или резкая смена голосовых регистров у Кати — Мадлен Джабраиловой, чередующей беглые разговорные реплики с протяжными песенными строками). И вообще принцип «нет маленьких ролей» воплощается в спектакле весьма последовательно. По преимуществу соблюден и другой завет мэтра — «Режиссер должен умереть в актере»; вопрос, в ком и как.
Задачи основных исполнителей этой пьесы достаточно сложны: надо предъявить отчетливую психологическую проработку и эмоциональную насыщенность — словом, «переживание»; впрочем, тут тоже есть свои градации сложности. Самые «простые» эмоции достались Юрию Степанову — добродушному и великодушному мужу, которому больно и за жену, и за друга, и за себя, разумеется, и который в этой не слишком выигрышной роли умудряется быть прочувствованно серьезным и почти трогательным. Несколько труднее приходится другу: терзаемый бесплодной ревностью, Ракитин должен выказывать свои мучения, скрывая их, и лишь в монологах выплескивается свободно. Однако ж эта неподвижная страсть не нуждается в ярком разнообразии красок, и Рустэм Юскаев играет ее абсолютно точно и тонко. А вот роль Верочки требует уже эмоциональной гибкости, которую Полина Кутепова и демонстрирует со всем блеском; из нежной, прелестной, краснеющей влюбленной девочки разом превращаясь в оскорбленную женщину, способную и на бунт, и на месть. Однако (опять однако!) ее метаморфоза совершается за сценой. Когда же сложные душевные движения, психологические повороты и противоречивые эмоции выносятся на сцену — начинаются проблемы.
Кирилл Пирогов — Беляев, простодушный мальчик-студент, к собственному изумлению вызвавший любовную бурю и на миг ею захваченный, — хорош, пока от него требуется юношеское обаяние, непосредственность, смущение от неожиданных открытий. Когда доходит до внезапного порыва влюбленности — образ рушится, появляются вульгарность и грубость, и в результате одна из кульминационных сцен оборачивается неуместным фарсом? А хуже всего обстоит дело с главной героиней, у которой и задачи самые сложные: сочетать бесхитростность с хитростью, пребывать в постоянном смятении, разрываться между противоречивыми желаниями. Сколько помню, до сих пор Галина Тюнина с такими трудностями не сталкивалась — и сейчас преодолеть их не сумела. Она играет резко, местами агрессивно, сообщая Наталье Петровне черты хищницы, заимствованные у ее же великолепной Глафиры из «Волков и овец». А настоящее чувство отсутствует.
Отдельные претензии можно было бы предъявить и режиссеру, который изредка выходит на первый план, затевая какой-нибудь прием — типа быстрого мелькания персонажей на фоне монолога, где они поминаются, — и бросает его, не доведя до конца. Но сейчас эта странная для уверенного профессионала «недоделанность» интересует меня не сама по себе, а постольку, поскольку оказалась парадоксально неотделима от общей ситуации «фоменок».
Мы полюбили их, конечно, за дело, но отчасти и «авансом»: такие молодые, обаятельные, талантливые, так уже ярко проявившиеся, а еще больше обещающие? Однако блистательный диплом четырехлетней давности — «Волки и овцы» — и доныне остается лучшей работой, и взрослее, крупнее, значительнее они за это время, в общем, не стали. Конечно, какие их годы — успеют. Только надо помнить, что долгожданная собственная сцена может стать серьезным испытанием. Что непривычно большой зал потребует обращения ко всякой публике, а она наших любимцев почти не знает, и завоевывать ее надо иначе, нежели профессионалов и профессиональных любителей. Что легкая незавершенность юношеского облика к лицу бездомным скитальцам, а в своем доме утратит чары. И что какой-нибудь столб, водруженный посреди площадки и лишь единожды послуживший для радостно-театрального запуска воздушного змея, будет уже восприниматься без всяких скидок. Впрочем, особенно бояться «фоменкам» нечего — «Мастерская» все равно останется одним из лучших в Москве театров. Но хорошо бы не просто потому, что другие хуже?


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100