In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Иванова
«Век, № 44», 11.1996

Месяц в селе Степанчиково

Тургеневские вариации на тему ревности

Совершенно необычную трактовку тургеневского «Месяца в деревне» предложил самый знаменитый молодой режиссер (по оценке критиков) Сергей Женовач, поставивший спектакль с актерами Мастерской Петра Фоменко — молодой профессиональной компанией, которая давно уже у всех на виду и на слуху.
«Месяц в деревне» — пьеса с огромным шлейфом театральных традиций и легенд. Многие из нас, зажмурившись, мечтали бы увидеть Наталью Петровну — Савину, Ермолову или Ольгу Яковлеву, Ракитина — Качалова; поэтому и с любопытством, и с готовностью к разочарованию и восторгу мы переступаем театральный порог.
Сергей Женовач предлагает Тургенева, который примирил бы Ивана Сергеевича с его вечным антагонистом — Федором Михайловичем.
Куда там нежные кружева, о которых писал Станиславский, ставя «Месяц в деревне». Здесь дворянская усадьба кипит и пенится такими испепеляющими страстями, что поневоле хочется назвать одну героиню Настасьей Филипповной, другую, скажем, Аглаей или Катериной Ивановной.
Не вялые, изнеженные, воспитанные баре, а пылкие, крикливые разночинцы с расшатанными нервами и неумением скрывать свои чувства предстают перед зрителем.
Настасья Филипповна — извините, Наталья Петровна — изнемогает и терзается от своей противозаконной любви если не с первой, то уж точно со второй сцены, и так же бурно и неистово будет страдать до самого финала.
Под стать ей и Верочка — не слабый ребенок, а зрелая, страстная и тоже недобрая женщина.
Собственно, одним из вариантов названия «Месяц в деревне» у Тургенева был и такой — «Две женщины» — этот вариант и разыгрывают Галина Тюнина (Наталья Петровна) и Полина Кутепова (Верочка). Их словесные дуэли и смертельное противостояние стали центром спектакля.
Вот каков здесь оказался Тургенев, если, глядя на Тюнину, мечтаешь о Федре, а вслушиваясь в переливы голоса Полины Кутеповой, вспоминаешь несравненную Ольгу Яковлеву.
Мужская половина труппы, волей судьбы оказавшаяся под липами Тургенева и в водовороте страстей Достоевского, тоже не менее выразительна. Главный герой «Месяца», несомненно, не студент Беляев, а барин Ракитин, ипостась самого автора. Все перипетии его любви к Виардо ясно прочитываются в монологах героя.
Ракитин тургеневского текста — это рафинированный интеллигент, ироничный, грустный, раздавленный своей любовью.
Ракитин у Женовача (Рустэм Юскаев) — красив, неловок, несдержан и не менее взвинчен, чем Наталья Петровна.
Студент Беляев у Тургенева — первый эскиз Базарова, правда, Базаров простодушный и мягкий. В спектакле Кирилл Пирогов пока на распутье — то ли это чужестранец, полный любопытства к экзотическому быту и не менее экзотическим чувствам аборигенов, то ли «милый мальчик», вовсе не чужой на этом празднике жизни.
Доктор Шпигельский (Карэн Бадалов) — тоже персонаж Достоевского — злой шут и уязвленный разночинец, правда, эта превосходная актерская работа совсем лишена тепла.
Остальные второстепенные персонажи — муж героини (Юрий Степанов), гувернантка (Ксения Кутепова), маменька и крестьянка Катя (Мадлен Джабраилова) и почти бессловесный Большинцов и немец Шааф (Тагир Рахимов) — это образы Достоевского из «Села Степанчиково» — чудаковатые, но еще не страшные.
«Месяц в деревне» — это путешествие в классический мир, классические тексты середины XIX столетия; сюртуки и платья героев, достойные Серебряного века и «Русских сезонов», и наконец, Сергей Женовач, который, вероятно, и сам когда-то станет классиком. Кто же, кроме него, осмелился бы разыграть почти одновременно две вариации на тему ревности на материале английского Возрождения («Зимняя сказка» Шекспира) и русского XIX века («Месяц в деревне» Тургенева).


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100