|
Алла Иванова «Век, № 44», 11.1996 Месяц в селе СтепанчиковоТургеневские вариации на тему ревностиСовершенно необычную трактовку тургеневского «Месяца в деревне» предложил самый знаменитый молодой режиссер (по оценке критиков) Сергей Женовач, поставивший спектакль с актерами Мастерской Петра Фоменко — молодой профессиональной компанией, которая давно уже у всех на виду и на слуху. «Месяц в деревне» — пьеса с огромным шлейфом театральных традиций и легенд. Многие из нас, зажмурившись, мечтали бы увидеть Наталью Петровну — Савину, Ермолову или Ольгу Яковлеву, Ракитина — Качалова; поэтому и с любопытством, и с готовностью к разочарованию и восторгу мы переступаем театральный порог. Сергей Женовач предлагает Тургенева, который примирил бы Ивана Сергеевича с его вечным антагонистом — Федором Михайловичем. Куда там нежные кружева, о которых писал Станиславский, ставя «Месяц в деревне». Здесь дворянская усадьба кипит и пенится такими испепеляющими страстями, что поневоле хочется назвать одну героиню Настасьей Филипповной, другую, скажем, Аглаей или Катериной Ивановной. Не вялые, изнеженные, воспитанные баре, а пылкие, крикливые разночинцы с расшатанными нервами и неумением скрывать свои чувства предстают перед зрителем. Настасья Филипповна — извините, Наталья Петровна — изнемогает и терзается от своей противозаконной любви если не с первой, то уж точно со второй сцены, и так же бурно и неистово будет страдать до самого финала. Под стать ей и Верочка — не слабый ребенок, а зрелая, страстная и тоже недобрая женщина. Собственно, одним из вариантов названия «Месяц в деревне» у Тургенева был и такой — «Две женщины» — этот вариант и разыгрывают Галина Тюнина (Наталья Петровна) и Полина Кутепова (Верочка). Их словесные дуэли и смертельное противостояние стали центром спектакля. Вот каков здесь оказался Тургенев, если, глядя на Тюнину, мечтаешь о Федре, а вслушиваясь в переливы голоса Полины Кутеповой, вспоминаешь несравненную Ольгу Яковлеву. Мужская половина труппы, волей судьбы оказавшаяся под липами Тургенева и в водовороте страстей Достоевского, тоже не менее выразительна. Главный герой «Месяца», несомненно, не студент Беляев, а барин Ракитин, ипостась самого автора. Все перипетии его любви к Виардо ясно прочитываются в монологах героя. Ракитин тургеневского текста — это рафинированный интеллигент, ироничный, грустный, раздавленный своей любовью. Ракитин у Женовача (Рустэм Юскаев) — красив, неловок, несдержан и не менее взвинчен, чем Наталья Петровна. Студент Беляев у Тургенева — первый эскиз Базарова, правда, Базаров простодушный и мягкий. В спектакле Кирилл Пирогов пока на распутье — то ли это чужестранец, полный любопытства к экзотическому быту и не менее экзотическим чувствам аборигенов, то ли «милый мальчик», вовсе не чужой на этом празднике жизни. Доктор Шпигельский (Карэн Бадалов) — тоже персонаж Достоевского — злой шут и уязвленный разночинец, правда, эта превосходная актерская работа совсем лишена тепла. Остальные второстепенные персонажи — муж героини (Юрий Степанов), гувернантка (Ксения Кутепова), маменька и крестьянка Катя (Мадлен Джабраилова) и почти бессловесный Большинцов и немец Шааф (Тагир Рахимов) — это образы Достоевского из «Села Степанчиково» — чудаковатые, но еще не страшные. «Месяц в деревне» — это путешествие в классический мир, классические тексты середины XIX столетия; сюртуки и платья героев, достойные Серебряного века и «Русских сезонов», и наконец, Сергей Женовач, который, вероятно, и сам когда-то станет классиком. Кто же, кроме него, осмелился бы разыграть почти одновременно две вариации на тему ревности на материале английского Возрождения («Зимняя сказка» Шекспира) и русского XIX века («Месяц в деревне» Тургенева).
Другие статьи- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Актер мирного сосуществования, «Дом Актера», 05.1997
- О свойствах страсти, Наталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 03.1997
- Лики Прекрасной Дамы, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- «Месяц в деревне», или Двадцать лет под кроватью, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Месяц в деревне. Почти Достоевский, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Кто боится женской любви?, Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного рая, Ольга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд?, Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюд, Григорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- Полупастораль, Ирина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне», «Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизнь, Роман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- И всюду страсти роковые?, Татьяна Исканцева, «Куранты», 6.11.1996
- Архаичная рок-опера и современный XIX век, Дина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Пасторальный этюд о страсти, Елена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- «Дать волю?», «Экран и сцена, № 46», 11.1996
- Месяц в селе Степанчиково, Алла Иванова, «Век, № 44», 11.1996
- «Месяц в деревне» новая работа Сергея Женовача, Алена Солнцева, «Огонек, № 44», 11.1996
- «Две женщины» нового времени, Нина Агишева, «Московские новости, № 44», 11.1996
- «Фоменки» в поисках истины и сцены, Ольга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Без скидок, Алена Злобина, «Общая газета», 24.10.1996
- «И всюду страсти роковые?», Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Тургеневские девушки вечны, потому что они верны, «Комсомольская правда», 22.10.1996
- Комедия здесь и сейчас, Ольга Горгома, «Сегодня», 18.10.1996
- Молодой месяц, Лариса Юсипова, «Коммерсант», 10.10.1996
|