In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Игнатюк
«Культура», 14.12.1996

В тени утраченного рая

Лишь юный студент РАТИ не увидит в декорации этого спектакля ничего, кроме нее самой. Хотя фрагмент круглой белой беседки, вращающейся в центре сцены, вовсе не так прост. И сия беседка, и округлое пространство подле нее, и стремительные актерские пробеги, пересекающие это пространство своими длинными линиями, — все это «привет от Эфроса», воспоминание о мизансценах и формах того спектакля двадцатилетней давности. На который и мы бежали, будучи сами студентами.

Можно ли, ставя «Месяц в деревне», не споткнуться об эфросовские мизансцены и тот магический круг знаменитой вращающейся беседки, приковавшей Бог знает на сколько десятилетий интерпретаторов этой тургеневской пьесы? Эфросовский «Месяц в деревне» видится нам сейчас как нечто идеально-законченное, как сказочный миф и золотая легенда, дышащие в затылок всякому свежему постановщику. Да и странно было бы делать вид, что мифа этого нет. Магическая жизнь того спектакля спровоцировала сегодня и этот, поставленный явно как отблеск или, скажем, воспоминание об «утраченном рае». Зачем Сергей Женовач поставил «Месяц в деревне»? Естественная потребность в «рифмах» времени.
Его спектакль заведомо целился оказаться в тени ушедшего эфросовского шедевра, не претендуя на полемику или открытия. Правда, допущены были расхождения. Спектакль на Бронной был немноголюден, сплочен и стремителен, как моцартовская симфония, пронизавшая его действие насквозь. Женовач же, со свойственной ему обстоятельностью, уплотнил постановку абсолютно всеми персонажами, имеющимися у Тургенева, в том числе и теми, до коих Эфросу не было никакого дела; к тому же сочинил еще «живые картинки», иллюстрирующие затянувшиеся монологи героев.
Эфросовского надрыва тут не было и следа. Спектакль Женовача предельно освобожден от драматизма, разрежен эмоционально. Подан в милой жанровой простоте, в немудрености смыслов и легкости восприятия. Ни концептуального насилия, ни ярких изобретений, ни психологического натиска.
Роли распределены как раз по составу фоменковской труппы; концептуальность в этом распределении также вряд ли была задействована. Почему Наталью Петровну играет Галина Тюнина, Верочку — Полина Кутепова, а Лизавету Богдановну — Ксения Кутепова? Ну а кому еще играть?
Зато общая молодая единовозрастность всего состава выглядела весьма концептуально. О, сколь зрелыми и взрывоопасными в чувствах были эфросовские герои! И как молоды и беззаботны эти, играющие тридцати-, сорока- и пятидесятилетних своих персонажей! Как, оказывается, вольно и весело юным играть неюных. Казалось, их общая молодость высекала постоянные искры усмешки над разнеженными тургеневскими типами — рождая ту дистанцированность, что дарила свободу. Свободу иронии над привычным, пусть даже и мифом. Свободу посмеиваться над самими собой, попавшими в сей чтимый ревнителями сюжет. Свободу легкого дыхания в утяжеленной традицией пьесе. Свободу собственного ритма, в котором пронеслись пять длинных действий с двумя антрактами. Бегом, вприпрыжку, смеясь и улыбаясь, с быстробегущими словами, подскакивая и взлетая, бегом, бегом! Описание этого спектакля не может быть долгим. Он - как пыльца воспоминания. И все.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100