In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Экран и сцена, № 46», 11.1996

«Дать волю?»

Анатолий Васильевич Эфрос поставил свой знаменитый спектакль «Месяц в деревне» в 1977 году — на следующий год после своего, не менее знаменитого, «Отелло». Сергей Женовач — год спустя после завершения работы над сценической трилогией по роману Достоевского «Идиот». И то, и другое — не случайно. В пьесе Тургенева, кажущейся тягучей, чуть «салонной», чуть мелодраматичной, оба они прочитали между строк и трагедийные вершины Шекспира, и психологические бездны Достоевского. А еще — за несколько лет до этого каждый из них — и Эфрос, и Женовач — поставили Чехова, и потому у обоих в «Месяце в деревне» ощутимо и чеховское начало. Рядом с беспощадной откровенностью чувств, недосказанность, потаенность страдания. И знаменитый чеховский завет: «Умей нести свой крест и веруй».
«Месяц в деревне» был моим любимым эфросовским спектаклем, роль Натальи Петровны — моей самой любимой ролью Ольги Яковлевой. Возможно ли отрешиться от живущего в памяти того спектакля, от звучащих и по сей день тех интонаций? С этим вопросом, обращенным и к себе, и к тем, кто решился «двадцать лет спустя» бросить вызов нашим общим ностальгическим воспоминаниям, я и шел на последнюю премьеру Мастерской П. Фоменко. И не я один — думаю, для большинства первых ее зрителей именно это составляло некий внутренний барьер: преодолеть в себе память о прежнем, отрешиться от него и отдаться свободно и непредвзято во власть сегодняшней постановки. Всем ли это удалось, не знаю. Удалось ли мне, постараюсь ответить — и тем, кто прочитает эти заметки, и себе самому тоже, когда допишу их до конца.
Подобно Эфросу, Женовач также свел к минимуму быт. Его присутствие на сцене обозначено пунктирно как нечто несущественное, более того — чужеродное, будничностью своей призванное оттенить глубину страстей, которыми охвачены герои (художник спектакля — Владимир Максимов). Эту несоразмерность мы ощутим с самого первого «кадра», когда на сцене, в глубине ее, будут мирно поигрывать в картишки милейший господин Шааф, капризно-кокетливая Лизавета Богдановна, ворчливая маменька Анна Семеновна, — а здесь, перед нами, отделенные от нас только рампой, Наталья Петровна и Ракитин начнут свой бесконечный, мучительный диалог, в котором исповедь, самоистязание, — все будет происходить сразу, одновременно. И чем непринужденнее покажется их разговор — они люди светские и обязаны властвовать собою, тем будет он мучительней для обоих. 
Мне вдруг подумалось, сколь условны все эти определения: тургеневская девушка, женщина бальзаковского возраста. Мне показалось, что Наталья Петровна, какой играет ее Галина Тюнина, — это тургеневская девушка, ставшая женщиной бальзаковского возраста, не побывав просто Женщиной, не ощутив чуда упоительной власти своей красоты, молодости, неотразимости, своей тайны и ее недоступности. И хотя рядом с нею будет возникать и маленький крепыш — сын Коля, и крепыш побольше — муж Аркадий, кажется, эта женщина никогда не знала любви и уже потеряла надежду ее узнать. Кажется, она будто истаяла в ожидании любви — напрасном, и чем далее, тем все более и более безнадежном. В героине Тюниной мне почудилось что-то от послушницы, как будто плоть этой молодой женщины умерщвлена. И она уже смирилась. Быть может, она не подозревает, что существует нечто иное, отличающееся и от прагматичного мужа, вечно занятого по хозяйству, и от велеречивого Ракитина — каковые, в сущности, одно и то же. С обоими ей безмерно скучно. Но так положено, все происходит, как должно: Аркадий — он муж, Ракитин — он друг, присутствие которого рядом с нею делает ее «интересной». Так положено, так принято в свете. (Хотя, за этим «принято в свете» скрывается человеческая драма, которую испытывает этот «друг дома» — у Рустэма Юскаева, за светскостью и воспитанностью его героя, прорывается вдруг и отчаяние, и оскорбленность, и безысходность).
Вдруг в этот размеренный, будто навсегда заведенный ритм жизни врывается некто. Всего-то домашний учитель, студент Беляев, внося с собой ту самую страсть, которой здесь так не хватало. И сразу все приходит в движение, словно ожили пребывавшие в неудобных позах фарфоровые фигурки, оказавшиеся не фарфоровыми, а настоящими. Словно страсть, скрытая в каждом из обитателей этого барского дома. оказалась разбуженной, вышла из-под контроля и проявились подавленные желания, невоплощенные мечты, тысячи комплексов, мучительных для всех. В Беляеве, каким сыграл его Кирилл Пирогов, вначале беззаботном и непосредственном, потом все более и более растерянном и смущенном («Я? не привык ко всему этому. Мне неловко? мне так и кажется, что все глядят на меня? Я словно чуму занес в этот дом?») поражает более всего именно ощущение внутренней независимости, свободы, что делает его пленительно раскованным и непосредственным. Обитатели же дома оказываются ненатуральными, даже смешными, даже жалкими. Словно все время играют какую-то роль, а он просто живет.
Все приходит в движение с появлением в доме этого странного мальчика — дикого зверька, воспитанием которого надо бы заняться (как говорит о том Наталья Петровна Ракитину, говорит, играя, и при этом отчаянно фальшивя, думая совсем о другом). Но не надо, потому что жалко. Потому что, поняв и пережив за этот месяц столь многое, став безмерно старше, он эту свою живость и непосредственность утратит, и, быть может, навсегда, отравленный воздухом несвободы («мне душно здесь?»). Уроки, преподанные ему Ракитиным, при всей своей жестокости — правильные уроки. Они в то же время могут оказаться для него и губительными тоже. Перестав быть самим собой, таким, каков он есть, он неизбежно станет одним из многих, таким, как все, надев на себя личину благопристойности, чинности и скуки.
В движение приходит, кажется, и сам дом. Ампирные колонны, его опора и оплот вдруг стронутся с места: их кружение — кружение этой «веранды в лесу» — конечно же, цитата из Эфроса, зримая, намеренная, декларативная. А качели, летящие в зал, напомнят еще одну легенду нашего театра, только знакомую уже не по собственным впечатлениям, а из книг: знаменитый «Лес» Мейерхольда. Но - полет качелей и кружение колонн происходят в разных плоскостях, даже и этим подчеркивая диссонанс происходящего, возникшую в доме смуту, брожение, непокой. А в центре сценической площадки странный столб, или шест. На него будет взбираться Беляев, чтобы на самом его верху укрепить своего бумажного змея — в отличие от эфросовского спектакля, где, в последней, лишенной слов, гениально придуманной режиссером сцене, Наталье Петровне была дарована в утешение хотя бы мимолетная возможность в последний раз подержать в руках эту смешную бумажную игрушку (для нее и не смешную, и не бумажную, и не игрушку!). Здесь она лишена даже и этой эфемерности. Змей — высоко, он, словно тотемный знак, напоминание о том, что не сбылось и никогда уже не сбудется. Змей останется посреди ее родового гнезда, внешне неизменившегося, внутренне сожженного дотла.
Пронесшаяся гроза коснулась каждого — но главная ее жертва — Наталья Петровна. Ее облик — огромные, исполненные страдания, и ожидания, и безнадежности, глаза на изможденном лице — не сливается со всем тем, что говорят о ней в пьесе. В действительности она беспредельно несчастна: «живи еще хоть четверть века — все будет так. Исхода нет». Но что делать ей с воскресшими желаниями, которые вдруг ожили, вселив надежду, что химера может стать реальностью? Что делать ей с хаосом мыслей, чувств, томлений — со всем тем, что нахлынуло и с чем она не знает, как справиться («все это не было в моей власти», — скажет она потом)? Обученная всем тонкостям светского обращения, она не умеет одного: быть счастливой и быть свободной. Потому, в разговорах своих с Беляевым она так неловка, так бестактна, так даже и неумна. Потому, когда она пытается принять участие в его с Верочкой забавах и проказах, так немилосердно жалка. Как нарочно, все невпопад. Ей не поспеть уже за кружением веранды, не угнаться за полетом качелей. «Все миновалось, молодость прошла!» — она, поначалу кокетничая в разговоре с Беляевым тем, что они с Ракитиным «старики», постепенно осознает, что и в самом деле «миновалось». Ушел ее поезд, и в него не вскочишь, как не взлетишь на качелях, на которых так смело, бесстрашно, безоглядно летает Верочка. Верочка, в которой Наталья Петровна видит вдруг себя прежнюю. Верочка, которая в финале увидит в Наталье Петровне себя в недалеком будущем. Потому что ей, в сущности, суждено повторить чужую судьбу.
Полина Кутепова, играющая Верочку, стала для меня подлинным открытием спектакля. Точнее — его главным открытием, быть может, откровением. Шаловливый, грациозный ребенок, она с самого начала — пленительная женщина, околдовывающая скрытой в ней недосказанностью, тайной. Манящие, переливчато-скачущие интонации, всегда неожиданные, чуть странные, как чуть странен ее едва ощутимый акцент, придающий ее героиням еще большую загадочность, и не-здешность. (Странно, но именно она напомнила мне манерой игры, обликом, своей, быть может, непредсказуемостью Ольгу Яковлеву).
Мне кажется, ее Верочка с самого начала все знает наперед, знает много больше, чем Наталья Петровна, не говоря уж об остальных. И все, что ее Верочка делает, говорит, или молчит, носится, как девчонка, или степенно ходит, будто взрослая дама, все необыкновенно, ибо исполнено ей одной присущего полета. Как и Беляев, она наделена внутренней свободой. А в разговоре с Натальей Петровной, безумном, мучительном диалоге-дуэли, она своей страстностью, своей гордыней напомнит вдруг Настасью Филипповну, и в этот момент станет за нее страшно: такая безоглядность чувств, слов, будто и в самом деле, хоть сейчас — в омут. Такая в ней жажда воли, тоска по ней, и такое точное знание, что воли-то ей не дано.
«Дать волю? ну, что ж? дать волю! Только это обдумать надо. Это слишком важно» — эти слова произносит в разговоре с Ракитиным муж Натальи Петровны Аркадий. Юрий Степанов с достоинством играет неслышную драму, ни для кого не видимую, которую переживает его герой.
Начало спектакля окружено безмятежностью и покоем, патриархальностью. Но постепенно, по мере движения сюжета, ритм становится все более неровным, нервным, как будто скачущим, финал же происходит словно в горячечном сне. Хаос, распад подточили изнутри этот казавшийся незыблемым уют. Все уезжают: Ракитин, произносящий свое знаменитое «Честь имею», которого, кажется, никто и не слышит; Беляев («мое присутствие уж и так здесь наделало много бед»), Верочка, которая выходит замуж за Большинцова, меняя тем самым одну несвободу на другую. Один Шпигельский, неотразимо обаятельный в своем откровенном бесстыжем цинизме (замечательная работа Карэна Бадалова) оставляет этот дом без всяких сожалений: «новая троечка» уже его поджидает, да и Лизавета Богдановна вскоре к нему присоединится (беспечная шаловливость Ксении Кутеповой в этой роли особенно оттеняет трагически-обреченную шаловливость героини, которую играет ее сестра).
Финал почти как в «Дяде Ване»: то есть, и в самом деле — финал. Все, что могло произойти, произошло. Точнее — не произошло, потому что «дать волю» для всех этих людей оказалось невозможным. Ибо — честь имеют. И в жертву приносят, каждый, собственную судьбу.
Удалось ли мне отрешиться от того спектакля, что поставил некогда Эфрос? Нет, не удалось, но и необходимости в этом не было. Как не было в этом необходимости и у Сергея Женовача. Ибо он, несомненно, помнит сделанные Эфросом открытия, но, ставя пьесу сегодня, вкладывает в нее свое знание и свой талант. Знание и талант человека и режиссера, прожившего ровно двадцать лет после выхода эфросовского спектакля. Мне кажется, именно это является знаком несомненной удачи Сергея Женовача: то, что можно спокойно прийти на его спектакль «Месяц в деревне», не отрешаясь от того, что сделал Эфрос.
Р. S. На программке спектакля надпись: «Выражаем благодарность меценату, оказывающему поддержку нашему театру». Мне понравилась формулировка: показалось, что и театр, и неназванный меценат, подобно героям спектакля, также честь имеют.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100