In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Екатерина Васенина
«Новая газета», 23.12.2002

Мотылек в камуфляже как мимикрия современности

Со времен «Тани-Тани» Ольги Мухиной «Мастерская Петра Фоменко» не обращалась к современным текстам. В середине девяностых «Таня-Таня» задала высокую планку всем следующим спектаклям «новой драмы», и более удачной постановки пьесы, написанной молодым драматургом, я не знаю. Разве что канувшая в Лету студенческая постановка «Ю» Каменьковича по пьесе той же Оли Мухиной в ГИТИСе в те же примерно годы.
Неизвестно, чем именно было вызвано желание поставить в «Мастерской» пьесу Петра Гладилина, не самого последнего в этой стране драматурга (шорт-лист «Антибукера»-97 и -98), который в 1998 году создал театральную ассамблею Петра Гладилина для реализации проектов в области театра и кино по произведениям Петра Гладилина.
Может быть, тем, что Каменькович уже ставил пьесы этого автора и режиссер и драматург нашли общий язык, что само по себе ценно, — в 1993 году «Тачку во плоти» с Еленой Кореневой и Евдокией Германовой (сайты театральных антреприз хранят о спектакле хвалебные отзывы), в 1998 году — «Любовь как милитаризм» в «Табакерке». Может быть, тем, что спектакль «Таня-Таня» снят с репертуара, а каждый театр сегодня считает своим долгом иметь в репертуаре спектакль по современной пьесе.
Может быть, «Мотылек» — так называется спектакль — вызван психологически оправданным желанием «Мастерской», чтобы их, наконец, поругали и перестали безостановочно хвалить. Лишить журналистов и зрителей возможности нагромоздить высокопарных и сладких справедливых клише, разрядить сгустившуюся и застывшую атмосферу любви к себе — вот какую штуку придумал театр по возвращении из долгих и успешных гастролей по Японии и Франции. 
«Мотылек» — история о том, как солдат Российской армии Николай Лебедушкин, не выдержав унижений от старослужащих и строевой подготовки, однажды утром превратился в девушку. Лебедушкину казалось, что только превращение в девушку сможет избавить его от мук и обязанности служить Родине, так как загнанные в тело иголки и тысяча других способов откоса ему не помогли.
Социальный мотив, таким образом, сразу перевешивает, и все последующие метаморфозы, связанные с транссексуальностью — солдат берет женское имя Наталья, полеживает во время строевой с томиком Бодлера, шьет из запылившегося сатинового отреза платье, — не выглядят самоцелью. Но менее странным все происходящее от этого не становится.
Николая Лебедушкина играет Полина Кутепова, которая лишилась своих рыжих кудрей и очень удачно постриглась под мальчика. Хрупкая, нежная девушка в грубом камуфляже на два-три размера больше, конечно, выглядит еще хрупче и нежнее, но «выехать» на одевании-раздевании молодой примы с секундомером в руках в рамках армейского норматива решительно невозможно, а двигаться сама пьеса не может, потому что нет в ней никакой силы, кроме желания казаться актуальной и написанной на больную тему современной армии. 
Доброго полковника, который потворствует вольнолюбивым настроениям солдата, бредящего не кроссом по пересеченной местности, а спектаклем по собственной пьесе, играет Юрий Степанов.
Степанов несколько лет назад исчез с подмостков родного театра и был занят в съемках сериалов «Гражданин начальник» и «Дальнобойщики»; в последнем, кстати, мелькнула и Полина Кутепова.
В пятнистый камуфляж, впервые появившийся на сцене в мхатовском спектакле «Терроризм», здесь одеты все присутствующие на сцене; имя художника по костюмам осталось неизвестным. В камуфляж одет и медно-духовой оркестр, который исполняет Горана Бреговича (!) на фоне деревянной трибуны, украшенной красной звездой, в недрах которой Лебедушкин прячет скромные запасы кофе и коробку с театральным гримом. Но все это опять не про армию и тем более не про живого человека в ситуации нечеловеческого ужаса, а про желание драматурга с фальшивой бодростью крикнуть: ребята, я с вами!
Однажды Полина Кутепова уже играла в превращение. В фильме Георгия Данелии «Орел или решка» ее героиня Настя, проснувшись однажды утром, превратилась в длинноногую красотку Счастья ей это почему-то не принесло: люди, по-настоящему любившие ее с веснушками и доверчивыми близорукими глазами, не узнали ее с новым лицом. И тогда она, эта новая красивая Настя, закричала: «Не хочу, не хочу, не хочу!» И снова превратилась в саму себя.
Право слово, мы оценили смелый шаг по смене имиджа и дальновидность профилактической работы — театр самостоятельно привился от антрепризы. Самое время сказать волшебные слова: «Не хочу, не хочу, не хочу!» — и превратиться в самих себя. Все-таки очень хочется хвалить.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100