|
Марина Райкина «Московский Комсомолец», 14.01.2003 Солдатская грудь и все остальноеНа сцене прошла операция по перемене полаМелодраму «Мотылек» автор Петр Гладилин назвал утопической. Во всяком случае то, что произошло в N-ской части десантных войск, расквартированной в богом забытом северном краю, быть не может, потому что не может быть никогда.
А случилось там страшное — рядовой с нежной фамилией Лебедушкин (Полина Кутепова) превратился в нежное создание, то есть в барышню. Мужское достоинство отсутствует, женское — в наличии: «Грудь и все остальное», — как докладывает усталому полковнику лейтенант. Перемена пола в вооруженных силах произвела переполох. «Корнет! Вы - женщина?» — восклицание из всенародно любимого киноводевиля «Гусарская баллада» в спектакле не имеет никакого героико-романтического продолжения, а развивается согласно реалиям российской армии. Как-то: дедовщина, рукоприкладство, мстительность командиров. И никакой романтики. Зато в сюжетных поворотах и даже в незначительных деталях авторы «Мотылька» отсылают зрителя к русской классике отнюдь не водевильного свойства. Фамилия солдата, переменившего пол, — Лебедушкина корреспондируется с трепетным созданием мужеского пола из Достоевского — Макаром Девушкиным. А театр, которым бредит российский рекрут, посылает пламенный привет чеховскому Треплеву. Во всяком случае, он также ищет в театре армейского клуба новые формы и ходит непризнанным гением. Гений у Кутеповой нелеп в движениях, имеет бледное лицо, срывающийся в минуты отчаяния голос, а в минуты покоя — плывущий куда-то. Ее дуэт со Степановым — живая иллюстрация картины Пикассо «Девочка на шаре». Но то, что рядовой(ая) во имя театра переменил пол, — ситуация вполне допустимая: искусство требовало и не таких жертв. А вот полковник в исполнении Юрия Степанова — фигура заоблачная. Вместо того чтобы редкий экземпляр отправить в Кащенко, он сам втягивается в театральную игру, вникает в литературный бред подчиненного и даже разучивает с ним сцену из «Отелло», мажет лицо ваксой и купается в лучах славы. Однако финал «Мотылька» не театральный, а исключительно армейский: неумелый боец художник Лебедушкин становится тем самым 1% несчастных случаев на боевых учениях. Короче, гибнет. Для спектакля режиссер Каменькович нашел идеальную форму — по-армейски аскетичную, то есть бедную, как сама армия. Впрочем, армейскую скудность — камуфляж, голубые береты, боекомплект, и из декораций — одна деревянная трибунка со звездой — режиссер приправляет неуместными в данной ситуации, а потому неожиданными нотками декаданса. Легкие занавесы, чуть носовой тембр голоса Лебедушкина. Несмотря на всю утопичность мелодрамы, «Мотылек» не оставляет иллюзий относительно реформ в армии у будущих рекрутов и их испуганных родителей. В ней всегда будет место неординарному полковнику, недотепистому солдату и капитану-садисту, от рук которого погибнет еще не один мотылек.
Другие статьи- Мотылек в камуфляже, Ирина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. Гладилина, Елена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек», Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальное, Марина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полка, Павел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к маме, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом, «Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очереди, Олег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казарме, Дуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бяк, Артур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового Лебедушкина, Марина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы?, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армии, Алексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театру, Роман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой роман, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полета, Алена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
|