In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ямпольская
«Новые Известия», 19.12.2002

Военно-полевой роман

«Гермафродитизм не встречается среди насекомых, разве только в виде уродства. Но оба пола часто бывают совершенно сходны между собой, так что различие между ними заметит только специалист?».
Альфред Брэм, «Жизнь животных», т. 3


Честно говоря, я не очень поняла, почему драматург Гладилин присовокупил к своей фантастической истории именно такой заголовок.
Мотыльки, судя по сведениям из компетентных биологических источников, ориентацию на протяжении своего краткого века не меняют — кем из куколки вылупился, тем дальше и порхаешь. Вот мужик на цветочек присел, вот, извините, баба.
А главный герой гладилинской пьесы, солдат срочной службы с ласковой фамилией Лебедушкин, в один прекрасный день превратился из пацана в девчонку. Не образно превратился, реально, без шуток. Никто юного десантника не опускал, однако мужское достоинство у него почему-то само собой отвалилось, а женское — грудь и прочие прелести — приросло.
Десантник, видите ли, недоучившийся студент Школы-студии МХАТ, так рвался обратно в объятия Мельпомены, так страдал морально и физически от почетной обязанности родину защищать, что усилием воли произвел в собственном организме метаморфозу, достойную пера Кафки.
За всю историю советской и российской армии это первый случай полового дезертирства. Чрезвычайное происшествие, пятно на знамени полка, позор на всю дивизию. 
Начальники-солдафоны с ума сходят, ведь за такое можно звездочек вместе с погонами лишиться, а Наталья (б. Николай) в ус не дует. Тем более что усы ему, то есть ей теперь, от природы не положены. Платьице себе сшил(а), кофейку контрабандного заварил(а) и лежит, книжечку почитывает. Койку ей отдельную в клубе предоставили, личное расписание занятий вывесили, а она от строевой подготовки уклоняется по причине «больных дней»?
«Мотылек» — очень странная вещь. Странная прежде всего для «фоменок». Подобного рода спектакли скорее соответствуют стилю и духу «Табакерки». Там их и следует ставить — с драйвом, с приколом, по-молодежному стебно и лихо. В подвале у Табакова любят острую социальность. В подвале у Фоменко всегда предпочитали чистое искусство. А если и выпускал сам Мастер «Одну счастливую деревню», то трудился над ней тщательно, скрупулезно, сводил концы с концами чуть ли не под микроскопом.
Каменьковича вслед за Гладилиным логика мало интересует. При этом абсурдная ситуация поставлена и сыграна очень бытово, а потому кажется вопиюще неправдоподобной, каковой, естественно, и является. Неправдоподобие это шибает зрителю прямо в нос, настойчиво отвлекая от просмотра. Каким образом Коля превратился в Наталью — его личное дело. На свете все бывает. Непонятно, однако, почему девятнадцатилетний парень так легко свыкся с новым качеством жизни. Может, он и на «гражданке» того-этого, в сторону косил?.. Мужик, которому искусство дороже собственной сущности, — по-любому не мужик, какие бы рельефы ни приобретала его фигура.
Лебедушкин герой не симпатичный. Хотя, может, кому-то и по душе такие ангелочки, облака в штанах. Но Полина Кутепова никогда не играла слабее, — потому, наверное, что трудно изображать на сцене существа не от мира сего да еще с сомнительной транссексуальной биографией, когда публика с трудом давит в себе нездоровое любопытство?
Солдат-первогодок Лебедушкин(а) сочиняет мистические пьесы — люди, львы, орлы, куропатки — и сам(а) же их разыгрывает. Правда, не в саду, на фоне восходящей луны, а под завывания пурги за окнами полкового клуба. Намек ясен: Костя Треплев переродился в Нину Заречную. Хотя «Чайка», по-моему, от первой до последней страницы пропитана сексом, и не существует там персонажей, готовых ради искусства сменить пол?
Есть у Треплева-Заречной своя Аркадина и свой Тригорин. Тоже в одном лице. Это командир полка (Юрий Степанов), личность удивительнее самого Лебедушкина. Мужские признаки потерять — еще не фокус, а вот двадцать пять лет в строю отбарабанить и человеком остаться — дас ист фантастиш. Полковник по характеру радетелен и мягок, темперамент имеет флегматический, изъясняется художественно. Взгляды его в искусстве консервативны, и слушать про «межпланетный эфир» и «космическую беззвездность» он не расположен. Зато на спор зубрит кусочки из роли Отелло. Наталья Лебедушкина, конечно же, Дездемона. Репетируют ночами, костюмы из занавесок, трибуна с красной звездой приспособлена под гримировальный столик. Девочка режиссерской властью чуть-чуть приподнимает завесу над интимными тайнами Театра, и толстый дядя, боевой офицер, глотает наживку на раз-два? Этого не может быть, потому что не может быть никогда, но уж бог с ними. У полковника к Лебедушкиной зарождается чувство, а от любви до безумия — один шаг.
Степанов тоже играет как-то растерянно, отчасти притворяясь, отчасти красуясь — не доделан, не дописан, не додуман его герой. В целом «Мотылек» сильно отдает самодеятельностью. Кажется, впервые в триумфальной практике «фоменок» случился такой конфуз.
? А фраер танцевал недолго — на больших учениях попал под БМП или под БТР. Не знаю, чем они там отличаются. Не женское это дело.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100