In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Любовь Лебедина
«Труд», 22.03.2006

По улице ходили «Носороги»

Актеры Театра Петра Фоменко сыграли пьесу Эжена Ионеско как параноидальный бред

Родоначальник драматургии абсурда поведал страшную историю о том, как люди превращаются в носорогов. Надо же было придумать такое… Но, с другой стороны, если Дарвин утверждал, будто человек произошел от обезьяны, то почему бы ему вновь не превратиться в обезьяну или даже носорога?

Режиссеру спектакля Ивану Поповски пришлось немало помучиться, чтобы наглядно изобразить перерождение разумного существа в дикое, тупое животное. Постановщик сосредоточил внимание на начальной стадии «оскотинивания» действующих лиц пьесы, чтобы публика поверила в столь жуткое перевоплощение, втянулась в игру. Первое превращение друга главного героя — Жака в носорога очень похоже на эстрадный номер. Вначале Жак (Олег Нирян) хрюкает, поедая с кожурой апельсины, потом обливается водой, после чего вываливается в корыте с грязью. Это все выглядит смешным, а не страшным, хотя Ионеско хотел именно напугать зрителей, предостеречь их от потери человеком своего лица.

Это расхождение режиссера с автором произошло потому, что Поповски слишком увлекся «оносороживанием», то есть разыгрыванием фантастических этюдов, упустив главное, ради чего он решил поставить «Носорогов». Ведь Эжен Ионеско имел в виду не столько физическую мутацию людей, сколько духовную. Недаром 50 лет назад эта пьеса считалась антифашистской, направленной против массового оболванивания людей ради «великой» идеи. Наверное, и сегодня эта тема актуальна, но важно услышать ее современное звучание, найти в абсурде смысл. Для этого у режиссера должна быть своя концепция, а не только стремление позабавить зрителей.

Лично мне было скучно в течение часа наблюдать за пустыми разговорами горожан, разодетых по моде 50-х годов прошлого столетия и вальсирующих под песенки Ива Монтана. Я не понимаю, ради чего элегантный господин в исполнении Карена Бадалова с умным лицом вещает о законах логики. Если у режиссера это вызывает насмешку, иронию, то и стиль игры должен быть отнюдь не бытовым.

Единственный, кто выпадает из этой компании «ряженых», — главный герой Беранже в исполнении Кирилла Пирогова. Он испытывает стыд за свою никчемную жизнь, в его поведении есть тот внутренний щемящий нерв, который передается зрительному залу и заставляет сопереживать герою. Беранже оказывается единственным, кто не пожелал вступить в отряд носорогов и объявил им войну.

Говорят, этот спектакль рождался мучительно, к нему даже приложил руку Петр Фоменко, чтобы как-то собрать расползающееся действие. И все-таки он идет долго, почти четыре часа. Не знаю, может быть, я слишком придираюсь к любимым фоменковцам, но, право, стоит ли брать в работу пьесу, если режиссер не сумел подобрать к ней ключей?


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100