In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Сергей Багулин
«Buro 24/7», 1.10.2014

«Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко

Три десятилетия и целая жизнь — в двух действиях

Мастерская Петра Фоменко открыла новый сезон премьерным спектаклем «Олимпия». Режиссерский дебют Евгения Цыганова по пьесе Ольги Мухиной приглашает в путешествие во времени — с 70-х до наших дней — и человеческой жизни.

Театральные подмостки который век пренебрегают классическим правилом трех единств. Однако временной размах «Олимпии» даже сейчас, что называется, «нестандарт». Трехчасовой спектакль вмещает более четверти века — с 1975 года до наших дней. Событийной емкости позавидуют даже брошюры по истории России, по которым не самые прилежные школьники спешно готовятся к ЕГЭ. Дотошная доскональность обошла стороной эпохи, стремительно сменяющие друг друга на сцене. Каждая из них — условна, передана штрихом, эскизом, если по-чеховски — деталью. Листки календаря опадают, а в это время вырастает и взрослеет главный герой Алеша. Совершить театральный прыжок из беззаботного детства во взрослую жизнь — задача не из легких. Но Иван Вакуленко, исполняющий главную роль, успешно справился с ней.

Год 1975— нехитрая экспозиция «в интерьерах». Обычная советская квартира. Обычная семья: мама, папа, бабушка. Радио транслирует дискурсы Брежнева и песни начинающей звезды — Софии Ротару. Алеша еще маленький мальчик, ловко снующий по комнате. Жизнь стабильна, «стерильна» — обыкновенна. Постановка — исторический эпос, семейная сага, театрализованный роман-инициация? — едва началась. «Щелчок пальцами» — и мы в 1980. Олимпиада триумфально врывается в тихий семейный быт — отец участвует в параде, а бабушка с внуком плачут перед телеэкраном, провожая олимпийского мишку. Алеша получает первые лыжи (странно, что летом, но зимой — не раздобыть) и твердо решает стать спортсменом.

Бурные 80-е крест-накрест перечеркивают эпоху брежневской стабильности и вместе с ней — детство героя. Телевизор выдает на-гора громкие слова — «гласность», «перестройка». Идеальные декорации для первой любви. Долго ждать не приходится. Девушка по имени Лариса (Серафима Огарева) буквально въезжает в жизнь героя — и на сцену — на модных в то время роликах. Тонкая, изящная, увлеченная балетом — какой еще может быть вторая половинка начинающего спортсмена? Недовольны по традиции только родители, в первую очередь — отец Ларисы, суровый, но не без юмора генерал.

Железный занавес скрепя сердце поднимается — поток заморского изобилия прибивает к московским берегам «Сникерсы», скейтборды, хиты Майкла Джексона — все необходимые подростковые радости. А с «черного хода» бывшей советской империи поступает другой источник ярких, но небезопасных впечатлений — афганские наркотики. Молодежь быстро осваивает новинку — мечты о светлом спортивном будущем превращаются в причудливые галлюцинации, бред и дурман цвета бензиновой лужицы. Из множества дорог наступившей эпохи возможностей герои выбирают ту, что ведет в никуда — история падка на черный юмор.

Тем временем «птица-тройка» России несется вперед. Подкрался 1991 год. Происходит небезызвестный путч. Режиссер недаром «отправил» Ларису в балетную школу: пляска черной лебеди оживляет память зрителей постарше и вызывает верные ассоциации у исторически продвинутой молодежи. Пока телеэкраны страны предлагают опешившим гражданам насладиться «Лебединым озером», молодые герои уже затесались в ряды поборников свободы. Старшее поколение Стечкиных в меру сил тоже пытается приспособиться к новым реалиям: мать устраивается в ресторан, а отец идет в грузчики, тягает тяжелые мешки — те самые, афганские. Преображается и квартира: на смену советским реликвиям приходят монолитная стенка и встроенная техника — мелкопоместный хай-тек, цивилизация. Только бабушку, которую блестяще сыграла Екатерина Васильева, перемены обходят стороной. Она — герой-созерцатель, воплощение вечного и неизменного. Брежнев, Горбачев или Ельцин — все едино, пока с тобой Бог. Впрочем, героине принадлежит немало остроумных, злободневных высказываний. Среди них — шутка, неизменно обреченная на успех: «Говорят, через 100 лет после революции, в 2017 году, в России будет царь!»

«Наши дни!» — объявляет Алеша с диджейского пульта. Сцена превращается в танцпол, звучит транс, на заднем фоне танцуют фигуры в странных, до боли знакомых костюмах — латексный «привет» от Андрея Бартенева. Современность сумбурная, шумная, непонятная — всамделишная. Герою теперь — по самым скромным подсчетам — около сорока. Лыжником он не стал, страну не прославил, первую и, очевидно, единственную любовь потерял: Лариса сперва уходит к другому, а вскоре — умирает. Стремительное течение лет изрядно сдобрило судьбу героев наркотической сахарной пудрой. Трагическая весть возвращает героя к жизни. Старомодные лыжи из детства сменяет сноуборд, а на месте танцпола вырастает заснеженная гора — символ возрождения, почти по Ибсену. Даже если жизнь человека — или целой страны — берет «поворот не туда», никогда не поздно сказать решительное «нет» стечению обстоятельств и судьбоносным случайностям. Дойдя до предела, пика, вершины, нужно взять смелый эффектный разгон — в объятия ветра, полета, свободы.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100