|
Эвелина Гурецкая «The Hollywood reporter», 8.10.2014 «Олимпия» Евгения ЦыгановаУспешный и востребованный актер Евгений Цыганов, после роли в телесериале «Оттепель» ставший и вовсе знаменитым, представил на суд зрителей свой первый режиссерский опыт на сцене родного театра «Мастерская Петра Спектаклем «Олимпия» о том, что «все мы будем счастливы когда-нибудь, Бог даст» — «фоменки» открыли свой новый сезон. Зачем вполне успешные актеры вдруг берутся за режиссуру — об этом мы не узнаем никогда. А вот почему они на это решаются, Евгений Цыганов пояснил примерно так: « Здесь есть возможность поговорить о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут. Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад».
Пьесу с оптимистичным названием «Олимпия» (одно из святилищ Древней Греции, где возникли и много веков проводились Олимпийские игры) драматург Ольга Мухина написала специально для этого театра. Взялась, казалось бы, за неподъемный материал: уместить в рамках одного спектакля сложнейший период из жизни страны с 1970-го года до наших дней. Кстати сказать, Мухина родилась как раз в 1970-м. Кто-то уже назвал этот спектакль «сказкой сказок». Он легкий, исполненный оптимизма и радости жизни, с юмором и ироничными диалогами-монологами великолепно подобранных артистов во главе с неповторимой и неподражаемой Екатериной Васильевой в роли бабушки главного героя Алеши. Поколению родившихся в 1970-е этот спектакль посвящается – им же и адресован. Большая часть труппы Мастерской Петра Фоменко — как раз из этого поколения, равно как и большая часть зрителей, уже выкладывающих в социальные сети своим восторженные отзывы. Им интересно взглянуть на события новейшей истории глазами своего сверстника, рожденного в СССР, когда все было просто и ясно: планово-поступательное движением к своему Олимпу каждого советского гражданина.
Алеша, сын заслуженного спортсмена-лыжника, как и полагается, идет по стопам отца и мечтает стать олимпийским чемпионом. Но вдруг все изменилось — и где тот Олимп? Надо приспосабливаться и жить в предлагаемых обстоятельствах, сменив тренировочный костюм сначала на жилет и бабочку официанта, потом на неформальный «прикид» диджея, etc.. Родители то бросаются защищать Белый дом, то мечутся в поисках заработка на каждодневные нужды. И лишь бабушка смотрит на все происходящее со свойственной возрасту мудростью – и ожиданием того главного события, ради которого, как ей кажется, только и стоит жить: «А вот говорят, что ровно через 100 лет после Октябрьской революции к нам опять вернется царь. Дожить бы…».
Тектонический сдвиг в одной отдельно взятой стране в мгновение ока прокатился по судьбе каждого человека сметающим все на своем пути цунами. И драматургу, и режиссеру удалось передать это без надрыва, а с юмором и легкой грустью. За пару минут перед зрителями проходит целый год, а то и два, и каждый из сидящих в зрительном зале успеет за эти мгновения вспомнить самые важные моменты из своей жизни за эти сорок лет.
Казалось бы, все было продумано и режиссером-постановщиком, и сценографами, и художниками: узнаваемые детали быта советских времен, первая бутылка «Пепси» — своего рода символ Московской Олимпиады 1980-го, вошедшие в моду ролики начала 90-х, и материальные ценности нашего времени: шмотки, плазменные телевизоры и забитые деликатесами необъятные холодильники, пришедшие на смену песням Виктора Цоя. В постановке много всего — музыки, движения, есть даже «Конь белого цвета» из детских снов Алеши. Но из-за этого множества, очевидно, в спектакле нет цельности, он словно состоит из нескольких разных перформансов. Но зрителей, похоже, это нисколько не смущает. Талантливый драматург дал им возможность взглянуть на себя со стороны: то, что происходит на сцене с главным героем, знакомо и узнаваемо практически каждым. Талант молодого поколения «фоменок» (Иван Вакуленко в роли Алеши, Серафима Огарева — его любимая девушка Лариса) заряжает энергией даже те сцены, которые режиссеру не совсем удались. В театре Фоменко всегда на первом месте актеры, а уж потом — всякие изыски.
Другие статьи- «Театральный мир замер в ожидании нового героя», Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Небесная ласточка, Юлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Войти в кадр и вернуться, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 31.03.2015
- «Счастье требует смелости», Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Силу веры не измерить, Юлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечто, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головах, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение», «Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадиона, Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейся, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизни, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения Цыганова, Эвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредно, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
|