In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Григорий Заславский
«Независимая газета», 13.10.2014

На бога надейся

«Олимпия» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»

«Мастерская Петра Фоменко» ищет свое место, на мой взгляд, мучительно, но иначе и быть не может. Тенденцией становятся пробы пера – режиссерские опыты ведущих актеров театра. И даже какая-то преемственность в этом подчеркивается, поскольку первый спектакль «Театральный роман», вышедший после ухода Фоменко, был в четыре руки сделан Кириллом Пироговым и самим Фоменко. Он же восстанавливал «Безумную из Шайо». Из последних по времени премьер «Гиганты горы» – это плод совместных усилий Евгения Каменьковича и Полины Агуреевой, «Руслан и Людмила» – постановка Михаила Крылова – при художественном руководстве Каменьковича, а «Олимпия» – самостоятельная работа Евгения Цыганова. Так примерно в «Современнике» сам Ефремов, а потом пришедшая ему на смену Галина Волчек подталкивали актеров к занятиям режиссурой: там ставили Евстигнеев, Сергачев, Кваша, Табаков, Толмачева, Фролов. В этом был еще и дух «Современника», а теперь складывается впечатление, что эти пробы важны для самоощущения «Мастерской Петра Фоменко». Какие мы? Такие мы.

«Мастерскую Петра Фоменко» можно назвать первооткрывателем драматургии Мухиной: много лет назад на фестивале молодой драматургии «Любимовка», который тогда еще проходил в самом имении Станиславского, в легендарном павильоне, который Константин Сергеевич построил для Парижской выставки, «фоменки» разыграли прославившую Мухину «Таню-Таню», которую потом, спустя какое-то время, в театре поставил сам Фоменко. Для Каменьковича имя Мухиной – чуть ли не из важнейших. Он ставил в МХТ ее пьесу «Ю», в ГИТИСе со студентами – «Летит», в одном из интервью рассказал: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной».

Эта пьеса – «Олимпия». С самого начала было известно, что ставить ее будет Евгений Цыганов, до того, в позапрошлом году, сыгравший одну из главных ролей в фильме по пьесе Мухиной «Летит».

Жанр пьесы, обозначенный автором – «сказка сказок», а выполнена она, подобно другим драматическим сочинениям Оли Мухиной, как пьеса с картинками, которые автор сама подбирает к своим текстам. Первое посвящение – «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991–1992 годах», второе – Лени Рифеншталь, красивой женщине и режиссеру знаменитых фильмов «Триумф воли» и как раз «Олимпии» – об Олимпиаде в Берлине 1936 года. «Олимпия» Мухиной про Олимпиаду в Москве 1980 года рассказывает между прочим, поскольку пьеса галопом пробегает по «европам» российской истории последних 40 лет, с 1975 по 2014 год, хотя написана была в прошлом, 2013-м, тогда же впервые представлена на «Любимовке», уже в Москве.

Мухина, как справедливо заметил Каменькович, «всегда пишет поэзию в прозе», так что поэтический сюжет, рифмы метафор если не важнее, то уж точно дороги автору не меньше, чем ясность и последовательность развития сюжетных линий. Вот и в премьере «Мастерской…» больше красоты, песен и театрального дыма, чем понимания, кто с кем, а тем более почему. Отдельные удачные, вызывающие смех и даже аплодисменты диалоги тут же растворяются в театральном дыму и метафорическом тумане. Лыжник (так он обозначен и в пьесе, и в программке) Алеша Стечкин (Иван Вакуленко) и Токарева Лариса (Серафима Огарева) очень хорошо катаются на роликах и на роликовой доске, и временами кажется, режиссер не в силах отказать себе и им в удовольствии еще раз прокатиться по сцене.

Время то входит в сюжет не спросясь и располагается, занимает центральное место, то отступает почти на поля сюжета, создавая особую драматургию, этакие качели – туда-сюда. То тот путч, то этот. А до того – 75-й, 80-й…

«А Л Ё Ш А. По телевизору показывают Брежнева, звучит советский гимн. Мы с бабушкой встаем перед телевизором и я плачу. Оба плачем. Я не понимаю, что происходит в моем сердце под эту музыку, но это точно из-за нее. Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку, что слезы льются из глаз. Слезы абсолютного счастья. Мы с бабушкой обнимаемся, вытираем друг другу лица. Олимпийский огонь, стадион, стон толпы, триумф спорта, нет радости больше. Спорт, спорт, спорт – стучит мое сердце, поет София Ротару:

Старт, рывок и финиш золотой
Ты упал за финишной чертой
Ты на целый миг быстрее всех
Мир, застыв, глядит на твой успех…»

– зал с удовольствием проникается этими ностальгическими подробностями и мелодиями песен то Пугачевой, то Дассена. «Старики»-«фоменки» выходят, чтобы дать мастер-класс игры в ярком эпизоде, как это делает Тагир Рахимов в нескольких диалогах своего героя, генерала Токарева: теперь, сдается мне, фраза о том, что Стечкин с Токаревым дружить не могут, заживет отдельно от пьесы, спустившись со сцены в жизнь.

Но самый большой успех выпадает на долю приглашенной звезды, которая в роли бабушки временами, хотя, как будто и тушуя свою, памятную по старым своим ролям яркую актерскую манеру, неминуемо оказывается в роли бенефициантки. Такова ее роль, таковы исторические реплики, порой кажется, будто бы специально написанные на Екатерину Васильеву, с учетом ее известного всем богоискательства и нынешнего церковного служения:

«Б А Б У Ш К А. Всё вокруг денег.

М А М А. Вы многого не знаете.

Б А Б У Ш К А. Главное, оно всегда одинаково. Только людей жалко, очень людей жалко».

И срывая заслуженные аплодисменты:

«Б А Б У Ш К А. Я вот сейчас расскажу тебе одну сказку: хочешь верь, а хочешь нет. Но говорят, что через сто лет после революции, то есть в 2017 году, будет в России царь. И не какой-нибудь, а богом поставленный, из Романовых, по материнской линии. 

М А М А. Ну что вы такое говорите, Вера Ивановна, тут такое творится, а вы опять со своими сказками. Это же несерьезно.

Б А Б У Ш К А. А вот поживем – увидим, вот только дожить бы, до 2017-го, хоть бы одним глазком посмотреть».

Дожили. И в общем, слава тебе, Господи!


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100