In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Суриков
«Эксперт», 31.03.2015

Войти в кадр и вернуться

На это неделе выходит в прокат фильм «Битва за Севастополь». Одну из главных ролей в нем сыграл Евгений Цыганов.

— Чем вы руководствуетесь, принимая решение об участии в каком-либо проекте? Чем вас, в частности, привлекла «Битва за Севастополь»?

— Обстоятельства, которые могут привлекать, — текст, роль, гонорары какие-то, хотя тут они самые обыкновенные. Но интереснее людей все равно ничего нет. Сергей Мокрицкий (режиссер фильма «Битва за Севастополь». — «Эксперт») — интересный человек, интересный художник. У него была концепция, которая была интересна прежде всего ему самому, а это важно, потому что если одному человеку что-то интересно, то он в состоянии заразить этим интересом всех остальных. Роль у меня небольшая, но он меня убедил, что ему нужно, чтобы эту роль сыграл я. Этого для меня было достаточно.
Реклама

— Как ваша жизнь разделяется между кино и театром?

— На сегодняшний день она никак не разделяется, потому что я не снимаюсь, не репетирую: у меня сократили спектакль. Я нахожусь в состоянии паузы, и мне нравится этот период. У меня был год, посвященный постановке «Олимпии» (спектакль по пьесе Ольги Мухиной. — «Эксперт») в «Мастерской Фоменко», и «Битва за Севастополь» стала единственной киноработой, которую я себе тогда позволил. И хотя на съемки уходило четыре дня в течение двух месяцев, я все равно напрягался, уезжая. Потому что шли репетиции, и мне казалось, что если я уеду, то все остановится, что это предательство по отношению к театру, что я нужен здесь, что у меня куча неразрешенных проблем, и как я могу уезжать, ведь это же мое, я не могу это бросать. Но каждый раз, когда попадал на съемку к Мокрицкому, понимал, что это огромное счастье, потому что это талантливо, это интересно с точки зрения того, как это происходит. Процесс съемок иногда важнее результата в силу разных обстоятельств: кино может не выйти, может не сложиться, зрители могут по-разному на него отреагировать, и сам факт совместного проживания творческой жизни всегда очень важен. Практически после первого съемочного дня я понял, что ни о чем не жалею.

— Что для вас значит опыт режиссерской работы, полученный при постановке «Олимпии»?

— Я несколько раз начинал репетировать какие-то вещи, и, поскольку учился на режиссерском факультете, сам опыт режиссерской работы для меня не был чем-то совсем уж новым. В таких ситуациях важно то, насколько ты способен довести до конца начатую историю, потому что все сопротивляется именно этому. Я иногда уезжал на съемки в состоянии «Да гори оно все огнем!». Не идете мне навстречу? И не надо, не складывается так не складывается. А у Мокрицкого война идет, мы же снимали на Украине, и там в какой-нибудь из дней может никто не выйти на работу, съемочные машины могут уехать на Майдан. Мы ехали через всю Украину и видели, как, например, в Каменец-Подольском были разбросаны мешки, стояла бронетехника, люди в камуфляже охраняли дороги. Были допросы, было сложно проходить границу. Вам скажи, что завтра надо лететь в Мариуполь работать, и вы подумаете о том, как вы прожили эту жизнь, насколько вам грустно расставаться со своими близкими, какие у вас были планы на ближайшее время, о чем вы мечтали в детстве… Обо всем этом вы, наверное, подумаете. У вас может быть разный опыт. Вы можете браться за разные вещи: «Дай-ка я приготовлю плов, настоящий узбекский плов!» Готовите, готовите — и вдруг понимаете, что все неправильно сделали, и все бросаете, не доводите до конца. В этом беда.

— Как вы сейчас оцениваете результат постановки «Олимпии»?

— В театре результат — понятие смещенное. Каждый спектакль зависит от множества обстоятельств. Результат в том, что мне и артистам эта работа была интересна, мы эту работу любим. Она развивается, меняется. И то, как ее воспринимают зрители, какой я от них получаю отклик, как они реагируют, для меня очень лестно. Мы не могли ожидать, что сложится так, как это сложилось. Что-то не произошло, что-то могло бы быть по-другому, какие-то вещи не удалось реализовать — все это позади. Что есть, то есть. Когда у вас рождается ребенок, вы, может, мечтаете, чтобы он стал кудрявым брюнетом. А он вырастает блондином, но все равно он ваш, все равно любимый.

— Для вас существует какая-то дистанция между тем, что вы делаете в кино и в театре?

— Можно устроить чайную церемонию, а можно уйти в запой — и то и другое вроде как связано с выпиванием. Между работой в кино и театре примерно такая же связь. Есть прекрасные актеры театральные, которые не смогли стать киноактерами, потому что в кино они казались неубедительными, странными, слишком театральными, а есть артисты киношные, которые совершенно беспомощны на театральной сцене. Это разная энергия, разные законы, разная природа. Нам говорили, что даже поступление в театральный вуз — это особый жанр, и есть люди, которые владеют им в совершенстве. Я пару раз вел какие-то церемонии, и это тоже отдельная история. Здесь тоже есть свои мастера, а я здесь чувствую себя беспомощным, не знаю, как это делать. Когда-то мы сдавали предмет «Художественное слово», были какие-то конкурсы, ты берешь текст и один подаешь его на зрителя. Все требует отдельных навыков, отдельных подходов. Бывают разные фильмы разных жанров, но главное, чтобы это попадало в зрителя, чтобы он мог подключиться к тому, что видит на экране. В «Битве за Севастополь» он должен поверить, что вы военный человек, что вы любите эту женщину, что вы снайпер и умеете стрелять из снайперской винтовки, что вы хотите жить и что вас убивают. Хорошо, если это у вас получится. Больше ничего не надо. В театре организм по-другому работает, и власть у вас над зрителем другая. В кино все решает режиссер: как он тебя порезал, такая у тебя и роль получится. Для «Битвы за Севастополь» сцен с моим участием было снято в несколько раз больше, чем вы увидите на экране. В итоге они уместились в две песни (в сценах с участием Евгения Цыганова за кадром звучат песни в исполнении Полины Гагариной «Кукушка» и «Обними меня» «Океана Эльзы». — «Эксперт»), и такова воля режиссера. А в театре ты пришел, «взял» зал — и какую паузу ты себе позволил, такой она и будет.

— В каком фильме вы поняли, что у вас получается играть в кино?

— В фильме Иры Волковой «Диалоги», где все бесплатно снимались, у меня есть сцена, снятая одним планом. И, пока мы снимали, я не понимал, что я там делаю, зачем это надо, вообще что это: все-таки должна быть какая-то мотивация. И очень хорошо помню: когда она сказала, что мы это сняли, я почувствовал, что мы что-то очень важное сделали. Я понял, что то, что мы сейчас сделали, — это достаточно сложно, и ради того, чтобы эту сцену снять, надо было прожить какую-то историю.

— Есть какие-то примеры выстраивания актерской карьеры, которым вы хотели бы следовать?

— Примеров нет. У меня одно время кухня была заклеена пожелтевшими газетами, и я вклеивал в них портреты тех людей, которых я люблю, ценю, которые мне интересны: Вим Вендерс, Вернер Херцог, Ник Кейв, Курт Кобейн, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Уильям Шекспир. Но я не хочу прожить чужую жизнь, даже если это жизнь великого поэта, композитора, драматурга, актера. Как правило, это трагические судьбы.

— Вас не тяготит амплуа романтического героя?

— Два дня назад другой журналист говорил мне, что у меня амплуа циника, что противоречит вашему утверждению. Все эти разговоры о том, что за мной закрепилось какое-то амплуа, субъективны. У меня нет никакого амплуа. Мой персонаж в «Битве за Севастополь», он романтик или циник? Мокрицкий говорил: «Он самурай. Он воин и следует воинскому кодексу чести». После того как прошли первые четыре серии фильма Тодоровского «Оттепель», кто-то, когда критиковал эту историю, писал: «Не верю тому, что играет Цыганов, потому что если это шестидесятые годы, то он должен был воевать, не мог не воевать, а он не похож на человека, который воевал». А по сценарию герой и в самом деле не воевал. И меня критиковали, не досмотрев фильм до конца, что на кого-кого, а на воевавшего человека я не похож никак. Могут быть обстоятельства, которые не очень бросаются в глаза, но они все-таки проступают в актерской игре.

— Успех «Оттепели» как-то повлиял на вашу жизнь?

— Все, что идет в телевизоре, очень влияет. Когда-то вышел фильм «Красный жемчуг любви», и по телевизору гоняли клип «Бумбокса» с отрывками из него. И мне говорили: «Мы тебя знаем, ты тот парень, который играл в клипе “Бумбокса”„, хотя я не снимался никогда в этом клипе. Так это работает. Люди смотрят телевизор. У меня его нет. „Оттепель“ шла по телевизору. У нее были рейтинги, и, конечно, меня узнают. Но эти истории быстро заканчиваются. Начинают идти другие сериалы, люди начинают узнавать других актеров. Я думаю, что Никиту Тарасова, который играет в сериале „Кухня“, узнают гораздо чаще, чем меня, и это прекрасно.

— Как вы оцениваете российскую киноиндустрию? Дает ли она шанс таким актерам, как вы, реализовать свой творческий потенциал?

— Я ничего не знаю про свой потенциал. Когда я снимался в „Оттепели“, у меня параллельно была еще одна работа, мне надо было купить квартиру, и полгода у меня не было выходных: в июне в кадр вошел — в декабре из кадра вышел. В семь утра у меня во дворе стояла машина, я выходил из дома и ехал на съемочную площадку. Когда мне сказали, что так будет, я подумал, что сдохну, что это будет чудовищно, но внутренне решил: хрен с ним, я должен это сделать. А мой отец в этот момент вдруг сказал так просто, в воздух: „А ты знаешь, что человек реализует себя в жизни, как правило, всего на двадцать процентов?“ А я думаю: „Может быть…“ Мы ничего не знаем о том, на сколько мы себя реализовываем. Террорист из группы РАФ (Rote Armee Fraktion, „Фракция Красной Армии“, немецкое леворадикальное движение. — „Эксперт“) объявил голодовку и довел себя до того, что весил 36 килограммов, но он как-то существовал. Буддийские монахи в состоянии медитации по восемьдесят лет живут без пищи и могут не дышать. Мы ничего про себя не знаем. Может быть, это вообще не моя профессия, или не ваша — то, чем вы сейчас занимаетесь. На самом деле вы замечательный скрипач, и вся ваша моторика, вся ваша слуховая органика идеально созданы для игры на скрипке. А вы об этом даже не догадываетесь и делаете то, что делаете. Когда я пришел на озвучивание ленты „Прогулка“, которая была для меня третьим фильмом, то понял, что мне неинтересно. Я уже знал, как это делается, и для меня это стало просто работой. А первые два фильма для меня были совершенно особенными. Хотя, может быть, любопытство — это не так важно.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100