In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Галина Шматова
«http://afisha.mail.ru», 18.12.2012

Танцы о свободе

Олег Глушков поставил в «Мастерской Петра Фоменко» спектакль, в котором самые интеллигентные актрисы Москвы отплясывают «Яблочко».

Когда фоменки основывали свой знаменитый театр, шли долгие споры по поводу его имени. В конечном итоге остановились на названии студенческом, в духе ГИТИСа (каждый курс в этом вузе так и называют — «мастерская»). «Мастерская Петра Фоменко» — звучит скромно и строго и ко многому обязывает.

20 лет назад это был во всех смыслах самый молодой театр Москвы, свободный, легкий, веселый, влюбленный — в сцену, друг друга, своего учителя. Они прошли сквозь годы бездомных скитаний и неопределенности, потом обжили до каждого сантиметра совсем нетеатральное здание кинотеатра, потом для них построили сверхсовременный дом прямо на берегу Москвы-реки, к которому каждый вечер стали приезжать респектабельные зрители на дорогих машинах. Но, по сути, они остались настоящей мастерской, что постановка Глушкова в очередной раз доказывает.

Это спектакль почти без слов в литературном, изысканно-филологическом театре. Здесь со зрителем говорят жестами, движениями, озорными подмигиваниями, смехом, вскриками. Безусловно, завсегдатаи «Мастерской» удивятся, увидев танцующих сестер Кутеповых или Мадлен Джабраилову. А впрочем, так ли «безусловно»? Фоменки ведь умеют не только радовать своим пресловутым фирменным стилем, они не боятся экспериментов. Здесь идет шестичасовой «Улисс» по 1000-страничному роману Джойса — спектакль-подвиг. Или можно вспомнить «Рыжего» — путешествие в 90-е с портвейном, ненормативной лексикой, общежитием жиркомбината и участковым в кедах на босу ногу. Не меняется только то, что окаменело.

В «Моряках и шлюхах» нет сквозного сюжета. Каждый номер — маленькая история о человеческих взаимоотношениях. Решаются они в совершенно разных стилях и жанрах: от танго до «Яблочка». Всех их объединяет в целое фирменный стиль Глушкова (может быть, слишком фирменный). По-видимому, режиссер выступает против запрограммированной красивости в танце. За - спонтанность, странность, нелепость даже, юмор, иронию и лиризм — в общем, за новую искренность в хореографии. В спектакле «Мастерской» эта самая искренность изливается фонтаном всевозможных придумок (разной степени свежести). Танец со смешными рыбами, словно сделанными для дорогой сказки в хорошем ТЮЗе, женщина-марионетка (Полина Кутепова), управляемая руками мужчин, высокий и гибкий актер романтическо-врубелевской внешности (Амбарцум Кабанян) в женских туфлях на каблуке… Перечисление можно продолжать очень долго. Только вот, как говорил герой Алексея Колубкова в «Египетских ночах» Петра Фоменко, «главное — идея». В «Моряках и шлюхах» с ней некоторые проблемы. Сюжет здесь сбивается именно на уровне внутреннего драматизма, ведения главной темы.

А впрочем, идея современного танца у всех великих (у Пины Бауш, может быть, наиболее явственно) — это ведь свобода. И моменты свободы, которые очень дорогого стоят, есть в спектакле Глушкова. Буквально летает над сценой невероятная Мадлен Джабраилова — и волей-неволей вспоминается ее живая, подвижная, как огонь, Мария из легендарной «Двенадцатой ночи». Нелепо, по-детски скачут, обнявшись, сестры Кутеповы, «рыженькие», влюбившие в себя театралов 20 лет назад. И сердце замирает от воспоминаний, от мыслей о сбывшемся и несбывшемся. И от восхищения тем, что фоменки не боятся делать что-то совершенно новое для себя, снова становиться ученицами. Нет, они не инфантильны — они невероятно женственны даже в самых чудных проявлениях. Тем острее описанные чувства. Конечно, выход на новую территорию дается фоменкам тяжело, и свобода в спектакле — пока только проблески. Но за всем этим (при всей неровности спектакля) — большая надежда, важная и серьезная настолько, что не хочется уточнять и определять ее словами.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100