|
Анна Балуева 17.01.2013 «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиТут, в театре, где любят смысловые изыски, решили обойтись без слов, взяв только музыку и танец — древние, как основной инстинкт, искусства, доносящие смысл прямиком в позвоночник. Получились пластические вариации на тему любви — любой, какой бы он ни была. Название, сочное, провоцирующее, точно разводит героев на инь-янь, женское и мужское, начало и конец, на два полюса, между которыми электричество лютует. С него все и начинается. Женские ждущие позы, лица в вуалях — и нервная стайка напряженных мужчин, они, как под током, вздрагивают и устремляются… Мысль про акт зачатия — дурацкая, аналогий ищут от невладения предметом, а в этом театре им, то есть любовью, владеют в совершенстве и стажеры, и фоменки-звезды Мадлен Джабраилова, Ксения и Полина Кутеповы. И пришлый хореограф Олег Глушков уже совсем знаменит, в ведущих театрах немало его танцы танцуют, а уж после «Стиляг» — особенно. Музыки много самой разной — и Гендель с Вивальди, и «Яблочко», и «Аукцыон», и барочный Перселл, и картинный Бизе, и танго. А реплик — чуть-чуть. Вот барышня, заглядывает мужчине в глаза: «Разрешишь? Ну разреши», — и юбку — фр-р-р! — долой: «Сейчас разреши, а потом не разрешай». О чем это, зритель, мы потом додумаем, а пока ужасно соблазнительно… И откровенно. Еще откровеннее композиция под песню «Серафина» о портовой шлюхе. Она (Серафима Огарева — в созвучии имен есть ироничный шик, как и в обыгрывании сходства актера Амбарцума Кабаняна с Цискаридзе) перецелует всех мужчин, и вот уже у кого-то из них в ногах бьет частые поклоны. Нет, это не грубо, и точно не пошлее, чем пресловутые «бабочки в животе». Любовь тут — суть, трагедия, радость, фарс. Пока влюбленные скользят в вальсе с огромными рыбинами, одна героиня, практичная дамочка из 50-х, чуть ларечная, чуть неуклюжая на каблуках, «пожинает плоды», приговаривая: «Спасибо, Макс, за рыбу, Павлик — за цветы». Пока другие сходят с ума, она в фате идет замуж. Каждому свое. Кому Штраус — кому рыба. Как в жизни. Может, и не самый захватывающий, но остроумный номер танцующих ног. Пара голых женских среди множества обрюченных мужских. Тела и лица скрыты черной ширмочкой, чтоб не мешали, у ног тут свой чувственный роман. Ироничный изящный фрагмент с Музой. Под нарочно прекрасную арию из Перселла красавица в красном (Полина Кутепова), извиваясь и оживая в мужских руках, подплывает к творцу. Он ее и так, и сяк, а чуть зазевался, она бряк и лежит недвижно, ее бы щипнуть где надо, винца ей что ли налить — ну, как обычно у творцов отношения с этой неженкой складываются? А вот еще дуэты посерьезнее, где тела перетекают как в замедленной съемке, и что-то в них от вечности есть, как в сюжетах о Тристане — Изольде, о Фаусте — Маргарите, кочующих из эпохи в эпоху. А каким жутковатым может быть залихватское «Яблочко», когда его танцуют женщины? Одержимо, самоубийственно — эх, да по тарелочке. Здесь любовь — чувство разбойничье, оно здесь вор, грабитель, тать. Второй коротенький акт под густую виолончель — этакая кода всего спектакля, как будто кусочки сложились в целую картинку, но где каждый матрос во фраке и каждая шлюха в бальной кисее все равно сам по себе. И кто они — враги, друзья или все жертвы? После спектакля незнакомая дама в мехах спросила меня, так про что был спектакль? — и пока я соображала, она сама же и ответила — про секс! Ну да, наверное, — если огородов не городить — то про него. Да и про что вообще вся наша жизнь?
Другие статьи- Терпсихора в прозе, Юлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- Игра в молчанку, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувств, Ольга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбки, Анна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхи, Алексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветам, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют все, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляши, Глеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринами, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх», Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросят, Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко», Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мира, Николай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторник, Наталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах», «http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
|