In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дарья Андреева
«Страстной бульвар, 10», 12.2017

Фоменки спели песнь про Север дальний

На старой сцене Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера, подготовленная 3-й стажерской группой, — «Проклятый Север» по рассказам Юрия Казакова. А втор идеи — Денис Аврамов, режиссер — Полина Айрапетова, она же — исполнительница нескольких ролей. То, что стажеры Мастерской решились перенести на сцену рассказы Юрия Казакова, имя которого не встретишь в афишах театров, — само по себе событие, а то, что им это удалось на все сто процентов — большая удача для зрителей.

На сцене — многослойная деревянная декорация (художник Константин Лебедев), компактная и мобильная не потому, что она вращается и кружится, а потому, что служит для обозначения различных мест действия: и комнат, и сараев, и чердаков, и гостиниц, и кафе, и номеров крошечных отелей, и пристани, и берега, и улицы. Север. Белое море. Зритель видит растянутую рыболовную сеть и мостки, но по ходу спектакля очень живо представляет себе и бескрайнее море, полное рыбы, и паромы, причаливающие к берегу, — целый мир распахивается перед ним. Мир незнакомый и далекий. Тут небо какое-то особенное, ночи темные-темные, а жизнь течет размереннее. И люди какие-то необычные, как будто оторванные от нормальной привычной жизни, со своим укладом и бытом, хотя любят и ненавидят они точно так же, как мы с вами, обижаются, мстят своим обидчикам, пьют со страшной силой, ухлестывают за девушками, ловят рыбу, в тайне мечтают отсюда уехать или, наоборот, прикипели к этому месту всей душой. И хоть он и «проклятый» этот Север, а все равно здесь так много прекрасного, неожиданного и честного: природа, чистый воздух, особая атмосфера, северное сияние, в конце концов. Кого сюда занесло случайно или по работе — тоже как-то незаметно «пропитывается» этим отрезвляющим воздухом, с ним как будто случается озарение, он вдруг осознает и понимает что-то очень важное и значительное.

Юрий Казаков знаменит своими рассказами про Русский Север, написанными в 60-е годы прошлого века, в спектакль же вошли «Некрасивая», «Осень в дубовых лесах», «Адам и Ева», «Трали-вали»и фрагменты других новелл (действие некоторых из них происходит не на Севере, но так или иначе с ним связано). Один рассказ плавно перетекает в другой, они скреплены какими-то невидимыми глазу нитями, но создают впечатление единого целого, одного мира — одновременно большого и маленького. Сиюминутность рифмуется с вечностью: все это могло произойти сегодня, вчера или позавчера. Как говорят люди, знакомые с жизнью в Поморье, — там веками ничего не меняется.

То, что спектакль получился таким органичным и глубоким — во многом заслуга артистов. Именно они сделали этот мир «объемным». Переживания героев, их внутренняя жизнь — как будто на ладони, на расстоянии вытянутой руки. С невероятной легкостью перевоплощаются они из одного персонажа в другого, со страстью и удалью, отличающей молодых артистов.

Мария Большова тому, наверное, самый яркий пример. Появившись в начале спектакле в каком-то нелепом платье, которое она специально берегла и надела на праздник (свадьба все-таки!), ее героиня нервно теребит сумочку — неуклюжая, зажатая, неуверенная в себе учительница, мечтающая о большой и светлой любви. И подворачивается ей разбитной, простоватый и хамоватый Николай, сильно напившийся на свадьбе и явно готовый на короткую, необременительную связь с трепетной девушкой. Соня на один вечер и на одну ночь поверила, что вот она любовь, пришла, ворвалась в ее жизнь, она ждет завтрашнего свидания, бережно разглаживает оставленный Николаем пиджак. Конечно, ее мечтам не суждено было воплотиться в жизнь… Удивительно, как эта некрасивая, скромная, тихая девушка в другом рассказе предстает перед зрителем совершенно в другом образе. Официантка в кафе — с ярко-рыжими волосами, повидавшая виды женщина, ни во что светлое давно не верящая и способная соблазнить любого, кто ей подвернется. Третья роль Большовой — жена Алена, обожающая своего мужа, заботливая, понимающая, гостеприимная, готовая прийти на помощь. И, наконец, сторожиха — вылупившая свои огромные глазища старуха, укутанная с ног до головы, не произносящая по сути ни слова, но даже в этом полумолчании-полумычании поразительно колоритная.

У Александра Мичкова — шесть ролей, пять из которых короткие, эпизодические, но не менее важные. Он и проводник, и администратор, и дежурный, и портье, и таксист. То он невозмутим, своеволен и неприступен, ни в какую не желая сдавать номер молодым людям, то вдруг проявляет понимание и даже сочувствие (в роли таксиста) к тем же самым влюбленным и отвозит их за город, правда, за вполне себе кругленькую сумму. Тот же Александр Мичков появится в следующей новелле робким студентом с фотоаппаратом, приехавшим на Север делать снимки и неожиданно для самого себя раскрепостившийся под воздействием водки и разговоров с бакенщиком Егором. Как поезд, сошедший с рельсов, он «мчится» в неизвестном самому себе направлении. 

Режиссер спектакля Полина Айрапетова тоже совершенно неузнаваема в различных своих «ипостасях». Бабка Марфа, сторожил этих мест, покоряет своей теплотой, желанием помочь и каким-то удивительным внутренним спокойствием. Как так получается, что та же Айрапетова, сняв с себя невзрачные старушечьи одеяния, становится молоденькой северянкой Леной, которую угораздило влюбиться в столичного жителя. Леной, которая и стесняется своего чувства, и запретить себе его не может. Но и это не все. Айрапетова станет еще и Викой — элегантной москвичкой, приехавшей к своему возлюбленному художнику на Север и абсолютно не ожидавшей увидеть его, Агеева (Денис Аврамов) таким изменившимся под влиянием здешних мест.

Андрей Михалев кажется очень убедительным в роли Николая, которому приглянулась простенькая учительница Соня, и не менее убедительным в женской роли — хозяйки гостиницы, так заботящейся о нуждах ее постояльцев. Анатолий Анциферов, играющий бакенщика Егора, производит мощное впечатление — вроде бы мужик мужиком, такой и убить чего доброго может — а тут как запоет, так все вокруг замирает от его поразительного голоса. На самом деле, все артисты выкладываются по полной, им сразу и до самого конца безоговорочно веришь.

Третья стажерская группа может по праву гордиться своей работой: при самом минимуме сценических спецэффектов им удалось сразу очень много — рассказать о Русском Севере, передать атмосферу прозы Юрия Казакова, создать запоминающиеся и глубокие характеры. В этом году писателю исполнилось бы 90 лет. Этот спектакль — наглядное подтверждение того, что его проза до сих пор актуальна и интересна, причем, совершенно новому поколению зрителей, читателей и актеров.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100