|
Дина Годер «Gazeta.Ru», 15.09.2004 Бальзак в Бердичеве венчалсяПремьера «Трех сестер» в постановке Петра Фоменко утомила владельцев дорогих автомобилей, но принесет большую пользу школьникам и их родителям.Ясное дело: вчера к премьере «Трех сестер», которые давно мечтающая о большой сцене «Мастерская Фоменко» сыграла на сцене филиала Малого, вся Ордынка была забита дорогими машинами любителей искусства, а зал блистал разодетым бомондом. К финалу нарядная публика подустала: Фоменко бескомпромиссно сделал спектакль в трех действиях, длящийся около четырех часов. Он не только не сократил Чехова, но даже чуть-чуть добавил: в углу сцены постоянно сидит некий «человек в пенсне» (читай: автор), который то беспокоится, что никак невозможно оставить без присмотра Станиславского, репетирующего с актрисами четыре женские роли. То читает нараспев ремарки. То встревает в действие с раздраженным криком: «Пауза!» — и артисты, на секунду остановившись, успокаивают его, как больного: «Конечно, пауза?». Фоменко всегда пользуется случаем показать: тут вам не реальность, тут — театр. Во всем остальном это — классические «Три сестры», без резких смещений, радикальных переосмыслений, без каких-либо жестких концепций и вообще осовременивания. «Три сестры», прочитанные так просто, как читает их вдумчивый школьник.
В ситуации, когда чеховские премьеры идут по Москве канонадой, одна за другой, а текст любой из пьес всякий театрал может отбарабанить без запинки, остается один вопрос: такая простота — она хуже воровства или лучше?
За искушенного театрала не поручусь, знаю многих, которые как слышат о классической постановке Чехова, выходят на улицы с транспарантами «Руки прочь!» и «Дайте пьесам отдохнуть!». У меня тоже, например, любимые «Три сестры» весьма специфические — те, которые несколько лет назад привозил в Москву швейцарец Кристоф Марталер. Там действие происходило в чем-то вроде дома престарелых, и сестры-то еще были крепкими старушками, а, к примеру, Вершинин казался совершеннейшим рамоли. Спектакль был очень смешным и окончательно безнадежным, поскольку из этого огромного казенного дома выход был только один — в могилу. Но это все — рассуждения вокруг, а на самом деле, как я ни люблю жесткий современный театр, противиться обаянию «фоменок» не могу, да и не хочу.
Этот спектакль Фоменко построил целиком со своим первым, знаменитым гитисовском выпуском, с которого и началась его Мастерская. С Галиной Тюниной — немного занудной и мечтательной Ольгой, с рыжими красотками Кутеповыми — дурашливой Ириной (Ксения) и резкой, но обольстительной Машей (Полина), с кудрявой Мадлен Джабраиловой, которая играет железную крошку Наташу. Ну, и так далее: Вершинин — Рустэм Юскаев, Тузенбах — Кирилл Пирогов, Соленый — Карэн Бадалов, Чебутыкин — Юрий Степанов, Кулыгин — Тагир Рахимов, Андрей — Андрей Казаков. Для тех, кто видел когда-либо «фоменок», это перечисление — не пустой звук, зная распределение ролей, многое в спектакле они смогут представить и без моих описаний.
В сущности, фоменковские «Три сестры» — это образцовый спектакль для школьников, которые начали проходить Чехова. Я это с почтением говорю, поскольку очень давно жду спектакля, который позволил бы доказать подростку, что Чехов — это не тягомотина.
Пожалуй, для первого знакомства с пьесой я свою дочь не повела бы на спектакль Марталера, а вот к «фоменкам» — обязательно. Просто, чтобы увидела, что там между всеми этими — на первый взгляд от нас такими далекими — людьми происходит. Сестер, с детства так тесно привязанных друг к другу, что постоянно заражаются одним настроением: то все в нервном раздражении, то все плачут, то хохочут. Чтобы увидела смешные домашние подколы и ритуалы: то, как Чебутыкин все время выставляет перед Ириной руки, чтобы угадала, в какой конфетка, а она дуется, что ее считают маленькой, но все равно радостно хватает гостинцы. Восторженное лицо влюбленного Тузенбаха, его дурацкий смех невпопад, то, как зимой, встречая с работы замерзшую Ирину, он рассупонивает ее, словно детсадовского ребенка, и, сняв с нее боты, оттирает окоченевшие ступни. Как, сидя на диване, стараются незаметно нащупать руки друг друга Вершинин и Маша, а сами, словно школьники, изображают страшную заинтересованность рассказами гостей дома. Как все что попало здешняя компания превращает в песенки: «Бальзак в Бердичеве венчался.., а мы простимся на мосту!». И даже мрачный Соленый неожиданно переводит свое признание в стишки, напоминающие Чуковского: «Я люблю,\ глубоко, бесконечно люблю,\ я соперников всех\ погублю, зарублю». Ну и вообще обстановку этого дома — радушного, заботливого, полного красивых молодых женщин и каких-то очень хороших, благородных, светлых, хоть и нелепо философствующих мужчин.
В сущности, где я это ей еще могу показать? Ну и Чехова, само собой.
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе», Ирина Безирганова, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной», Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Сестры Фоменко, «Итоги», 27.03.2006
- Своя жизнь, Светлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко, «Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрам, Жан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций, Фабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо, «Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк», Григорий Заславский, 7.10.2004
- Несчастное счастье, Марина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзор, Наталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестры, Майа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувства, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестра, Артур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейным, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать», Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалог, Алена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автора, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой воды, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытия, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель души, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчался, Дина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по Чехову, Марина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра Фоменко, Григорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах?, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрприз, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
|