In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дина Годер
«Gazeta.Ru», 15.09.2004

Бальзак в Бердичеве венчался

Премьера «Трех сестер» в постановке Петра Фоменко утомила владельцев дорогих автомобилей, но принесет большую пользу школьникам и их родителям.

Ясное дело: вчера к премьере «Трех сестер», которые давно мечтающая о большой сцене «Мастерская Фоменко» сыграла на сцене филиала Малого, вся Ордынка была забита дорогими машинами любителей искусства, а зал блистал разодетым бомондом. К финалу нарядная публика подустала: Фоменко бескомпромиссно сделал спектакль в трех действиях, длящийся около четырех часов. Он не только не сократил Чехова, но даже чуть-чуть добавил: в углу сцены постоянно сидит некий «человек в пенсне» (читай: автор), который то беспокоится, что никак невозможно оставить без присмотра Станиславского, репетирующего с актрисами четыре женские роли. То читает нараспев ремарки. То встревает в действие с раздраженным криком: «Пауза!» — и артисты, на секунду остановившись, успокаивают его, как больного: «Конечно, пауза?». Фоменко всегда пользуется случаем показать: тут вам не реальность, тут — театр.
Во всем остальном это — классические «Три сестры», без резких смещений, радикальных переосмыслений, без каких-либо жестких концепций и вообще осовременивания. «Три сестры», прочитанные так просто, как читает их вдумчивый школьник. 

В ситуации, когда чеховские премьеры идут по Москве канонадой, одна за другой, а текст любой из пьес всякий театрал может отбарабанить без запинки, остается один вопрос: такая простота — она хуже воровства или лучше?

За искушенного театрала не поручусь, знаю многих, которые как слышат о классической постановке Чехова, выходят на улицы с транспарантами «Руки прочь!» и «Дайте пьесам отдохнуть!». У меня тоже, например, любимые «Три сестры» весьма специфические — те, которые несколько лет назад привозил в Москву швейцарец Кристоф Марталер. Там действие происходило в чем-то вроде дома престарелых, и сестры-то еще были крепкими старушками, а, к примеру, Вершинин казался совершеннейшим рамоли. Спектакль был очень смешным и окончательно безнадежным, поскольку из этого огромного казенного дома выход был только один — в могилу. Но это все — рассуждения вокруг, а на самом деле, как я ни люблю жесткий современный театр, противиться обаянию «фоменок» не могу, да и не хочу.

Этот спектакль Фоменко построил целиком со своим первым, знаменитым гитисовском выпуском, с которого и началась его Мастерская. С Галиной Тюниной — немного занудной и мечтательной Ольгой, с рыжими красотками Кутеповыми — дурашливой Ириной (Ксения) и резкой, но обольстительной Машей (Полина), с кудрявой Мадлен Джабраиловой, которая играет железную крошку Наташу. Ну, и так далее: Вершинин — Рустэм Юскаев, Тузенбах — Кирилл Пирогов, Соленый — Карэн Бадалов, Чебутыкин — Юрий Степанов, Кулыгин — Тагир Рахимов, Андрей — Андрей Казаков.
Для тех, кто видел когда-либо «фоменок», это перечисление — не пустой звук, зная распределение ролей, многое в спектакле они смогут представить и без моих описаний. 

В сущности, фоменковские «Три сестры» — это образцовый спектакль для школьников, которые начали проходить Чехова. Я это с почтением говорю, поскольку очень давно жду спектакля, который позволил бы доказать подростку, что Чехов — это не тягомотина.

Пожалуй, для первого знакомства с пьесой я свою дочь не повела бы на спектакль Марталера, а вот к «фоменкам» — обязательно. Просто, чтобы увидела, что там между всеми этими — на первый взгляд от нас такими далекими — людьми происходит. Сестер, с детства так тесно привязанных друг к другу, что постоянно заражаются одним настроением: то все в нервном раздражении, то все плачут, то хохочут. Чтобы увидела смешные домашние подколы и ритуалы: то, как Чебутыкин все время выставляет перед Ириной руки, чтобы угадала, в какой конфетка, а она дуется, что ее считают маленькой, но все равно радостно хватает гостинцы. Восторженное лицо влюбленного Тузенбаха, его дурацкий смех невпопад, то, как зимой, встречая с работы замерзшую Ирину, он рассупонивает ее, словно детсадовского ребенка, и, сняв с нее боты, оттирает окоченевшие ступни. Как, сидя на диване, стараются незаметно нащупать руки друг друга Вершинин и Маша, а сами, словно школьники, изображают страшную заинтересованность рассказами гостей дома. Как все что попало здешняя компания превращает в песенки: «Бальзак в Бердичеве венчался.., а мы простимся на мосту!». И даже мрачный Соленый неожиданно переводит свое признание в стишки, напоминающие Чуковского: «Я люблю,\ глубоко, бесконечно люблю,\ я соперников всех\ погублю, зарублю». Ну и вообще обстановку этого дома — радушного, заботливого, полного красивых молодых женщин и каких-то очень хороших, благородных, светлых, хоть и нелепо философствующих мужчин. 

В сущности, где я это ей еще могу показать? Ну и Чехова, само собой.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100