|
Артур Соломонов «Известия», 16.09.2004 Человек человеку сестра«Три сестры» в постановке Петра ФоменкоВ театре «Мастерская П. Фоменко» состоялась долгожданная премьера. Руководитель театра представил на сцене филиала Малого театра четырехчасовое зрелище — «Три сестры» по пьесе Чехова. Когда Чехова ставят везде и всюду, в черешневом лесу и в подсобных помещениях, еще одна постановка, казалось, должна бы вызвать в потенциальном зрителе дрожь. Опять со сцены будут порываться «в Москву, в Москву», а «милые сестры» тихонько завоют, поняв, что «забудут наши лица, наши голоса». Однако Петр Фоменко — случай особый, и его спектакля по Чехову смиренно ждали, в день премьеры организовав огромную очередь у входа в театр. Но и в спектакль Фоменко закралась легкая ирония к избитым (почти в прямом смысле) на наших подмостках чеховским паузам, нюансам и подтексту. Весь спектакль сопровождает «человек в пенсне» — нет сомнений, это Антон Павлович, который прерывает разговоры героев спектакля словом «пауза», то настойчивым, то сочувствующим. Порой он ненавязчиво пререкается с персонажами «Трех сестер». Правда, делает это крайне редко. Ирину и Машу играют сестры Кутеповы, и когда Кулыгин (Тагир Рахимов) говорит: «Ирина хорошая девушка, она даже чем-то похожа на Машу», не рассмеяться трудно — близнецы ведь и правда друг на друга похожи. Ольгу играет Галина Тюнина, Чебутыкина — сильно преобразившийся Юрий Степанов: очки, бородка, палочка, нелегкая походка, интонации пожившего человека. Роль Соленого блестяще сыграл Карен Бадалов. Спектакль сделан, с одной стороны, достоверно, тщательно и подробно, с другой — свободно и порой лукаво. Вот кто-то задувает огромные люстры со свечами, и они покорно гаснут, вот одна из героинь говорит: «Остаюсь завтракать!» — и сестры ложатся на пол сцены. Быть может, сочетание тщательности и легкости создает впечатление, что мы зашли в гости к Прозоровым. И поэтому выкрики вроде: «Какова сверхзадача? Режиссерская позиция? Кто прав, кто виноват?» — отпадают, ведь по отношению, например, к соседям, симпатичны они тебе или нет, ты не станешь задавать подобные вопросы. И герои, которые без перерыва треплются о труде, а во время пожара занимаются черт знает чем, вызывают и симпатию, и нелюбовь. Вспоминаются и слова Чехова «не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную… не верю даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр». Кто-то, как герои «Трех сестер», во время пожара живет так, словно ничего не происходит, кто-то во время нашего пожара ставит и играет спектакль об этих беспечных людях, кто-то приходит на это посмотреть. Так что расстояние между сестрами Прозоровыми и теми, кто пытается рефлексировать, глядя на них, невелико. Хотя вроде бы будущее, о котором мечтали герои «Трех сестер», наступило. Или почти наступило. И в этом будущем снова мечтают о будущем. «Конечно, я умный человек, умнее очень многих», — говорит Кулыгин, и ты думаешь не о поэтике Чехова и тому подобных премудростях, а о том, как мог такое ляпнуть этот человек. Или когда Маша сознается сестрам: «Я люблю Вершинина!» — это ведь обычный разговор трех несчастливых женщин. Фоменко обнажает очень конкретную, изначальную суть истории дома Прозоровых с ее влюбленностями, тайнами, нелепостями. Вот одна из сестер, впервые увидев Вершинина после долгой разлуки, в ужасе прикрывает лицо руками, чтобы не видеть постаревшего мужчину. Вот Маша, впервые приблизившись к Вершинину, робко погладила его китель указательным пальцем. А за стенами дома Прозоровых ощущается город с серым, сонным, бездвижным существованием, которое действует на жизнь обитателей дома. Музыка откликается на то, что происходит с героями: барон засвистел — и его свист подхватила мелодия, Маша выбежала на сцену — и шорох ее шагов продолжился в музыке. Петр Фоменко настаивает на простоте — не то чтобы совсем неслыханной, но именно той, которая доступна только мастерам. Такой же несуетный взгляд на героев Чехова показал Лев Додин в спектакле «Дядя Ваня», привезенном этой весной на «Золотую маску». Додин, как и Фоменко, не хотел ничего перетрактовывать, переиначивать, состязаться с какими-то театральными рекордами, идти против течения или по нему. Он просто плыл в течении своем. И так же не было ни правых, ни виноватых в его спектакле, и едва ли не главным «героем» становилось мерное движение жизни. Поэтому так подействовало на публику несложное решение сцены последнего свидания Ирины с Тузенбахом: на его плечах нелепо висят китель и пальто, он бросает Ирине соломенную шляпку, Ирина, смеясь, ее ловит и кидает обратно. А их разговор — о предстоящей дуэли, о предстоящей гибели Тузенбаха. Когда он умрет, начнется недолгий листопад.
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе», Ирина Безирганова, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной», Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Сестры Фоменко, «Итоги», 27.03.2006
- Своя жизнь, Светлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко, «Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрам, Жан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций, Фабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо, «Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк», Григорий Заславский, 7.10.2004
- Несчастное счастье, Марина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзор, Наталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестры, Майа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувства, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестра, Артур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейным, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать», Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалог, Алена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автора, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой воды, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытия, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель души, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчался, Дина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по Чехову, Марина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра Фоменко, Григорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах?, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрприз, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
|