In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Фабьена Дарж
«Лё Монд», 5.11.2004

Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций

«В Москву! В Москву!» Поистине душераздирающий крик трёх сестёр, лейтмотив, сопровождающий их разбитые надежды — вечно убегающий горизонт, потерянный рай, который им не суждено обрести. Ольга, Маша и Ирина молоды и красивы, чувствительны, умны, образованы. Они приехали в этот маленький провинциальный городок много лет назад вместе с отцом, который был назначен командиром местной бригады. Потом их мать и отец умерли, а они остались здесь, в родительском доме, как в тюрьме, и единственный способ вырваться из неё — мечтать о Москве, о той Москве, которая предстаёт миражом счастья.

Окружение трёх сестёр — это их брат Андрей (ему прочили прекрасное будущее учёного, но он погряз в провинциальной посредственности) и Наташа, его невеста, а позже жена, парвеню, которая в конце концов завладеет домом и отомстит за прошлые унижения; ещё Кулыгин, муж Маши: он преподаватель городского лицея, человек очень добрый, Маша бесконечно восхищается им, она его презирает. Имеется также барон Тузенбах, чистый, благородный, до безумия влюблённый в Ирину, и странный грубиян майор Солёный: он тоже влюблён в Ирину — и безумен. А ещё Чебутыкин, старый военный врач, жизнь обошла его стороной, он безразличен и к себе, и к окружающим. 

Наконец, есть Вершинин, который появляется, дабы смутить — но немного, совсем немного — уютную бессодержательность этого мирка: он утопист, верит в человека и лучшее будущее — но не сумел совладать со своей собственной жизнью: жена его сумасшедшая, его грызёт тревога за дочек.

Несмотря на добрые намерения, никто из них не способен сделать что-либо хорошее ни себе, ни другим. .. Всё здесь рушится: надежды, мечты, праздники, любовные истории, отъезды. Даже волчки не крутятся здесь как положено.

Разумеется, «Три сестры» — одна из великих пьес Чехова, но у Чехова все пьесы великие. Она сопровождала историю России с момента своего создания в Художественном театре в 1901 году Станиславским, а её последующие постановки могли служить барометром состояния страны. А главное, она, возможно, остаётся тем произведением, где осознанная ярость, которую вызывала в мягком, мудром Чехове неприспособленность к счастью его ему подобных, выражена с особенной силой, где эта ярость менее всего смягчена присущими ему иронией и великодушием. «Как плохо мы живём», мы, человеческие существа, хочется повторить вслед за Максимом Горьким при виде этих загубленных жизней — как боимся мы жить, любить, прикладывать усилия к тому, чтобы быть действительно счастливыми, пользоваться тем невеликим временем, которое отведено нам на земле…

Несколько хороших актёров
Новую постановку Петра Фоменко, который считается одним из современных мэтров российского и европейского театра, ждали с нетерпением и предвкушением. А мэтр погрузил «Трёх сестёр» в холодную погребальную атмосферу, насыщенную серыми, черными, синими и коричневыми тонами, в грустных и суровых декорациях, напоминающих лучшие времена Восточной Европы за железным занавесом.

В этом странно замкнутом пространстве, где исключена любая возможность вырваться вовне — и это, безусловно, вполне сознательно — Пётр Фоменко предлагает чопорную и путанную постановку, которая, несмотря на присутствие нескольких хороших актёров, не позволяет проникнуться той подспудной сетью отношений, которые сплетаются между живыми существами и независимо от них превращаются в несчастье их жизни. Возникает впечатление, что российский режиссёр не нашёл стержня, своего взгляда на трёх сестёр и их окружение, на их внутренние раны, на то, сколько усилий прикладывает каждый персонаж, чтобы ухватить хоть частичку счастья.

И даже выстрел, который убивает Тузенбаха в самом конце, Тузенбаха, который отправился на дуэль с Солёным пританцовывая, даже этот выстрел, обозначающий бесповоротный крах всякой надежды, звучит без всякого чувства, без жизни, ни в коей мере нас не задевая.

(Подстрочный перевод Риммы Генкиной.)


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100