|
Фабьена Дарж «Лё Монд», 5.11.2004 Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций«В Москву! В Москву!» Поистине душераздирающий крик трёх сестёр, лейтмотив, сопровождающий их разбитые надежды — вечно убегающий горизонт, потерянный рай, который им не суждено обрести. Ольга, Маша и Ирина молоды и красивы, чувствительны, умны, образованы. Они приехали в этот маленький провинциальный городок много лет назад вместе с отцом, который был назначен командиром местной бригады. Потом их мать и отец умерли, а они остались здесь, в родительском доме, как в тюрьме, и единственный способ вырваться из неё — мечтать о Москве, о той Москве, которая предстаёт миражом счастья.
Окружение трёх сестёр — это их брат Андрей (ему прочили прекрасное будущее учёного, но он погряз в провинциальной посредственности) и Наташа, его невеста, а позже жена, парвеню, которая в конце концов завладеет домом и отомстит за прошлые унижения; ещё Кулыгин, муж Маши: он преподаватель городского лицея, человек очень добрый, Маша бесконечно восхищается им, она его презирает. Имеется также барон Тузенбах, чистый, благородный, до безумия влюблённый в Ирину, и странный грубиян майор Солёный: он тоже влюблён в Ирину — и безумен. А ещё Чебутыкин, старый военный врач, жизнь обошла его стороной, он безразличен и к себе, и к окружающим.
Наконец, есть Вершинин, который появляется, дабы смутить — но немного, совсем немного — уютную бессодержательность этого мирка: он утопист, верит в человека и лучшее будущее — но не сумел совладать со своей собственной жизнью: жена его сумасшедшая, его грызёт тревога за дочек.
Несмотря на добрые намерения, никто из них не способен сделать что-либо хорошее ни себе, ни другим. .. Всё здесь рушится: надежды, мечты, праздники, любовные истории, отъезды. Даже волчки не крутятся здесь как положено.
Разумеется, «Три сестры» — одна из великих пьес Чехова, но у Чехова все пьесы великие. Она сопровождала историю России с момента своего создания в Художественном театре в 1901 году Станиславским, а её последующие постановки могли служить барометром состояния страны. А главное, она, возможно, остаётся тем произведением, где осознанная ярость, которую вызывала в мягком, мудром Чехове неприспособленность к счастью его ему подобных, выражена с особенной силой, где эта ярость менее всего смягчена присущими ему иронией и великодушием. «Как плохо мы живём», мы, человеческие существа, хочется повторить вслед за Максимом Горьким при виде этих загубленных жизней — как боимся мы жить, любить, прикладывать усилия к тому, чтобы быть действительно счастливыми, пользоваться тем невеликим временем, которое отведено нам на земле…
Несколько хороших актёров Новую постановку Петра Фоменко, который считается одним из современных мэтров российского и европейского театра, ждали с нетерпением и предвкушением. А мэтр погрузил «Трёх сестёр» в холодную погребальную атмосферу, насыщенную серыми, черными, синими и коричневыми тонами, в грустных и суровых декорациях, напоминающих лучшие времена Восточной Европы за железным занавесом.
В этом странно замкнутом пространстве, где исключена любая возможность вырваться вовне — и это, безусловно, вполне сознательно — Пётр Фоменко предлагает чопорную и путанную постановку, которая, несмотря на присутствие нескольких хороших актёров, не позволяет проникнуться той подспудной сетью отношений, которые сплетаются между живыми существами и независимо от них превращаются в несчастье их жизни. Возникает впечатление, что российский режиссёр не нашёл стержня, своего взгляда на трёх сестёр и их окружение, на их внутренние раны, на то, сколько усилий прикладывает каждый персонаж, чтобы ухватить хоть частичку счастья.
И даже выстрел, который убивает Тузенбаха в самом конце, Тузенбаха, который отправился на дуэль с Солёным пританцовывая, даже этот выстрел, обозначающий бесповоротный крах всякой надежды, звучит без всякого чувства, без жизни, ни в коей мере нас не задевая.
(Подстрочный перевод Риммы Генкиной.)
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе», Ирина Безирганова, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной», Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Сестры Фоменко, , Марина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Своя жизнь, Светлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко, «Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрам, Жан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций, Фабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо, «Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк», Григорий Заславский, 7.10.2004
- Несчастное счастье, Марина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзор, Наталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестры, Майа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувства, , Марина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестра, Артур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейным, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать», Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалог, Алена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автора, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой воды, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытия, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель души, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчался, Дина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по Чехову, Марина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра Фоменко, Григорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах?, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрприз, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
|